К. Ф. Вальц. Из театральных мемуаров (Комментарии)
Вальц Карл Федорович (1846—1929) — декоратор Большого и Малого театров, заслуженный артист Республики, принимавший деятельное участие в оформлении всех опер и балетов Чайковского, в том числе и первой постановки оперы «Евгений Онегин» в исполнении учащихся консерватории на сцене Малого театра 17 марта 1879 г.
В 1891 г. Чайковский согласился писать музыку на либретто К. Ф. Вальца «Ватанабе». «Сюжет очаровательный, в высшей степени поэтический и в то же время эффектный. Писать к нему музыку готов с величайшей охотой, но со следующими условиями. <...> „Ватанабе" будет балетом-феерией, а не оперой-балетом. Я совершенно не допускаю и не понимаю тот неопределенный и несимпатичный род искусства, который называется оперой-балетом. Что-нибудь одно: или мои персонажи будут петь, или они будут мимировать. То и другое вместе совершенно немыслимо для меня. Как опера „Ватанабе" для меня сюжет не подходящий, ибо фантастический элемент в опере я допускаю лишь настолько, чтобы он не мешал действовать настоящим, простым людям, с их простыми человеческими страстями и чувствами... Я смотрю на „Ватанабе" как на превосходный балетный сюжет и готов написать к этому необычайно удачно выбранному и распланированному сюжету хорошую по мере сил музыку» (письмо к К. Ф. Вальцу от 18 или 19 июня 1891 г.— Полн. собр. соч., т. 15-А, с. 150—151). Замысел не был осуществлен.
Опубликовано: Вальц К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре.— Л., 1928, с. 104, 107—108, 117—118, 154—156; Воспоминания о Чайковском, изд. 2, с. 162—164; изд. 3, с. 163—165.
1 Балет «Лебединое озеро» поставлен впервые на московской сцене балетмейстером Юлиусом Рейзингером 20 февраля 1877 г., в бенефис балерины Карпаковой.
2 Первое представление «Евгения Онегина» в Большом театре состоялось 11 января 1881 г. под управлением Бевиньяни.
Изменения, внесенные Чайковским, были сделаны им для постановки «Евгения Онегина» на сцене Мариинского театра в 1885 г. 21 августа этого года Чайковский писал П. И. Юргенсону: «У меня было свидание с Всеволожским, который просил меня написать для 2-го бала в „Онегине" номер танцев. Так как теперь для этого бала делают новую декорацию и костюмы и так как вообще они заботятся об упрочении успеха „Онегин а", то, несмотря на нежелание, я не мог отказать и решился исполнить желание Всеволожского. Мы долго обсуждали вопрос, какой танец написать, и, наконец, решили избрать экосез» (Полн. собр. соч., т. 13, с. 129). Подробно об этом см. в воспоминаниях В. П. Погожева, с. 157—158.
3 Премьера «Опричника» в Москве состоялась 4 мая 1875 г. Распоряжением от 29 декабря 1879 г. опера была снята с репертуара.
«История с „Опричником" очень курьезна,— писал Чайковский Н. Ф. фон Мекк 8 февраля 1880 г.,— его запретили, ибо находят, что сюжет по теперешнему времени революционный» (Полн. собр. соч., т. 9, с. 50). Но 12 февраля 1880 г «Опричник» был возобновлен. Дирижировал Бевиньяни (см. «Русскии курьер», 1880, № 42, 46 и 47). 26 ноября 1880 г. «Опричник» снова исполнялся на сцене Большого театра, и А. Размадзе поместил большую рецензию на этот спектакль (в газ. «Русский курьер» 1880, № 327, с. 3). Премьера оперы «Опричник» на сцене Мариинского театра состоялась 12 апреля 1874 г.
В. В. Бессель, один из первых издателей произведений Чайковского, в том числе оперы «Опричник», писал в своих воспоминаниях: «Это первое представление было настоящим триумфом Чайковского. <.. .> Дирекция С.-Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества, в одном из последних своих заседаний перед первым представлением оперы „Опричник" на сцене Мариинского театра, присудила П. И. Чайковскому первую „Кондратьевскую премию", основанную для поощрения композиторской деятельности. Деньги эти были вручены композитору на ужине, данном членами дирекции в его честь после первого представления „Опричника", вечером 12 апреля. Член дирекции М. П. Азанчевский прочел композитору нижеследующее письмо от имени дирекции С.-Петербургского отделения:
„Милостивый Государь Петр Ильич! Михаил Алексеевич Кондратьев, умерший в 1872 году, завещал С.-Петербургскому отделению императорского Русского музыкального общества капитал в 7500 р., с тем, чтобы проценты с него назначались на поощрение творчества русских композиторов. Стремясь к осуществлению мысли завещателя, С.-Петербургская дирекция Общества не могла не остановить своего внимания на ваших композиторских заслугах. В течение девяти последних лет концерты Общества, сначала в Москве, потом в обеих столицах, постоянно знакомили публику и знатоков музыки с новыми образцами вашего творчества и вашего искусства... С.-Петербургская дирекция Русского музыкального общества считает себя счастливою тем, что патриотическое пожертвование покойного М. А. Кондратьева ставит ее в возможность выразить вам вещественным знаком свое глубокое уважение к вашим произведениям. Препровождая к вам 300 р., составляющие проценты с упомянутого капитала, дирекция просит вас принять эту сумму как посильную дань ее признательности за ваши произведения, столь часто составлявшие украшение программы концертов Русского музыкального общества"» (Из моих воспоминаний о П. И. Чайковском.— Ежегодник императорских театров, 1896/97 г., прилож. кн. 1, с. 35—36). Чествование после премьеры «Опричника» было первым официальным признанием заслуг Чайковского перед русским музыкальным искусством. «Кондратьевская премия» хранится в Клину.
О том, как относился Чайковский к этому успеху и как он сам оценивал свою оперу, читаем в его письме к брату Модесту Ильичу из Флоренции от 27 апреля/9 мая 1874 г. Жалуясь на меланхолию, он пишет: «Меня терзает „О п р и ч н и к". Эта опера до того плоха, что на всех репетициях (особенно от 3 до 4-го акта) я убегал, чтобы и не слышать ни одного звука, а на представлении готов был провалиться. Не странно ли, что когда я написал ее, то мне первое время казалось, что это прелесть что такое. Но какое разочарование с самой первой репетиции! Нет движения, нет стиля, нет вдохновения.
Вызовы и рукоплескания на 1-ом представлении ничего не означают, а означают 1) что было много знакомых, и 2) что я уже прежде заслужил хорошо установившуюся репутацию. Я знаю, что опера не выдержит и шести представлений, это просто убивает меня» (Полн. собр. соч., т. 5, с. 353—354).
«Опричник» был снят с репертуара в Петербурге за недостаточностью сборов. Последний спектакль состоялся 30 ноября 1875 г. Опера была возобновлена только после смерти композитора — 2 сентября 1897 г.
4 Под управлением автора опера «Черевички» исполнялась в Большом театре в Москве 19, 23 и 27 января 1887 г.
5 Элегия в честь И. В. Самарина «Привет благодарности» для струнного оркестра C-dur была написана П. И. Чайковским в 1884 г. Издана П. И. Юргенсоном в 1890 г.