П. М. Пчельников. Воспоминания о П. И. Чайковском (Комментарии)
Пчельников Павел Михайлович (1851—1913) — управляющий конторой московских императорских театров (1882—1898).
Опубликовано: Моск. ведомости, 1900, 27 и 28 окт.; РМГ, 1900, № 45, с. 1080—1084; Воспоминания о Чайковском, изд. 2, с. 165—170- изд 3, с. 166—171.
1 «Опричник» был возобновлен в московском Большом театре лишь после смерти автора, 4 февраля 1899 г., под управлением И. К. Альтани. По отзывам, печатавшимся в РМГ (1899, № 8, с. 260), опера имела большой успех: «Наибольшее впечатление произвела сцена посвящения Морозова в опричники. Из участвующих крупный успех выпал на долю Марковой — Наташа, Кошица — Морозов и Крутиковой — Морозова... 15 февраля 1899 года в этой опере, для абонемента, выступил Н. Н. Фигнер в заглавной партии» (см. коммент. 3 к воспоминаниям К. Ф. Вальца).
2 Премьера оперы «Евгений Онегин» в Праге под управлением Чайковского состоялась 24 ноября/6 декабря 1888 г. Роль Татьяны исполняла артистка Берта Фёрстерова-Лаутерерова. Чайковский, весьма довольный этим спектаклем, писал Ю. П. Шпажинской 26 ноября/8 декабря: «Третьего дня дали „Онегина". Исполнение было мало того что хорошее, но в некоторых отношениях просто превосходное. О такой Татьяне, как пражская, я никогда и мечтать не мог. Овациям не было конца» (Полн. собр. соч., т. 14, с. 596—597), а также К. К. Романову — 1 декабря того же года: «Что касается пения и игры, то безусловно лучше всех была Татьяна. Я даже могу смело и решительно сказать, что подобной исполнительницы этой партии никогда не было ни в Петербурге, ни в Москве. Она точно создана для Татьяны, и особенно ей удаются первые картины» (там же, с. 598). О пребывании Чайковского в Праге см. воспоминания Ф. А. Шуберта, с. 247—250 и Й. Б. Фёрстера, с. 251—252.
3 По новейшим исследованиям, история написания и исполнения вставных номеров в бале такова: для бенефиса балерины Карпаковой 20 февраля 1877 г. (премьера балета) Чайковский написал «Русский танец» (Вариации для скрипки solo), на чистовой рукописи которого имеется надпись: «Русский танец в 3-м действии Озера лебедей (для г-жи Карпаковой) П. Чайковского». При жизни автора во всех постановках балета этот танец всегда исполнялся между «Неаполитанским» и «Испанским» танцами. Позже он был включен в балет Пуни «Конек-Горбунок». В 1878 г. «Русский танец» был переработан Чайковским в фортепианную пьесу, вошедшую в ор. 40. Рукопись «Русского танца» хранится в ГДМЧ.
Дуэт (Pas de deux) был написан для Собещанской, к ее бенефису 28 апреля 1877 г.; по афишам тех лет, дуэт танцевала только Собещанская, а затем — в 1880 г.— Калмыкова. На рукописи этого дуэта, сохранившегося только в виде violon-repetiteur, стоят фамилии: «Собещанская — Гиллерт; Калмыкова — Бекефи». Pas de deux было включено впоследствии в балет «Корсар». Рукопись violon-repetiteur и рукопись голосов второй вариации Pas de deux хранится в ГАБТе, а эскиз коды — в ГДМЧ. По этим материалам музыка восстановлена В. Я. Шебалиным и с 1953 г. исполняется в новой постановке балета в Музыкальном академическом театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.