Д. А. Черномордиков. Выступления П. И. Чайковского в Париже (Комментарии)
Черномордиков Давид Аронович (1869—1947) — музыкально-общественный деятель, композитор, пианист, педагог, составитель первого сборника революционных песен, изданного нелегально в 1905 г. Лично знаком с П. И. Чайковским, вероятно, не был.
Опубликовано: Сов. музыка, 1940, № 5—6, с. 149—150; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 233—235; изд. 2, с. 287—289; изд. 3, с. 288—290.
1 Чайковский находился в Париже с 12/24 февраля по 7/19 марта 1888 г. Среди многочисленных знакомств и встреч особенно интересными были знакомства с П. Виардо, А. Н. Есиповой, И. Падеревским, Ш. Гуно, Л. Делибом, Ж. Массне. Более частыми были встречи с Э. Колонном, который давал Чайковскому советы по дирижированию.
2 Здесь автор мемуаров неправ. До приезда Чайковского в Париж в 1888 г. имя его было достаточно известно за границей, и в частности во Франции. Парижские музыканты были лично знакомы с ним и исполняли его произведения. Так, например, П. Виардо была знакома с его творчеством с 1870 г. В 1875 г. состоялось знакомство Чайковского с К. Сен-Сансом. В 1878 г. Э. Колонн исполнял произведения Чайковского, в 1883 г. Чайковский послал Б. Годару свои партитуры — Первую сюиту и Итальянское каприччио. В 1886 г. он познакомился с А. Тома, Л. Делибом, Г. Форе, А. Лемуаном. Парижский издатель Ф. Маккар пропагандировал творчество Чайковского и т. д.
3 Программа концерта 9/21 февраля (шестнадцатый концерт Шатле) под управлением Чайковского была составлена из следующих его произведений: Серенада для струнного оркестра, романсы для голоса с оркестром «Нет, только тот, кто знал», «День ли царит» (Ж- Конно), Andante cantabile из Первого квартета и Ноктюрн cis-moll из ор. 19 для виолончели с оркестром в инструментовке автора (А. А. Брандуков), тема и вариации из Третьей сюиты, Фантазия для фортепиано с оркестром (Л. Дьемер).
4 В концерте 28 февраля/11 марта (семнадцатый концерт Шатле) второе отделение было составлено из произведений Чайковского, исполненных под его управлением: тема и вариации из Третьей сюиты, концерт для скрипки с оркестром (М. Марсик), романсы «Слеза дрожит», «Серенада Дон-Жуана» (Жироде), фантазия «Франческа да Римини», Песня без слов. Юмореска, Полонез из оперы «Евгений Онегин» (Л. Дьемер), Элегия и Вальс из Серенады для струнного оркестра.
5 Кроме этих двух концертов П. И. Чайковский дирижировал концертом в салоне Бенардаки, а также присутствовал на салонных концертах из своих произведений у Э. Колонна, баронессы де Тредерн и в редакции газеты «Фигаро». «Почти каждый день в течение трех недель кто-нибудь чествовал нашего композитора обедом, завтраком, музыкальным вечером. Значительнейшими из таких домашних чествований следует отметить великолепный вечер с исполнением музыки Петра Ильича у Колонна, где был налицо весь музыкальный Париж; 1 марта вечер у аристократической дилетантки баронессы Тредерн.. . Русское посольство почтило гостя-соотечественника парадным обедом, Русский кружок — музыкальным вечером, Полина Виардо — обедом и вечером, композитор Видор — парадным завтраком. Чествование в зале Эрара пианистом Дьемером носило характер почти публичный, так много народу собрало оно. На этом audition ученики чтимого парижского виртуоза исполняли, как Петр Ильич писал в своем дневнике, „штук до сорока" его фортепианных пьес» (ЖЧ, с. 3, с. 229).