Л. В. Николаев. О моих встречах с П. И. Чайковским (Комментарии)
Николаев Леонид Владимирович (1878—1942) — пианист, композитор, профессор Петербургской—Петроградской—Ленинградской консерватории в 1909—1942 гг., народный артист РСФСР.
Опубликовано: Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 196—199; изд. 2, с. 310—312; изд. 3, с. 311—313.
1 В декабре 1890 г. Чайковский находился в Киеве с 11 по 22, а в декабре 1891 г.— с 17 по 23. Во время пребывания в Киеве он посещал оперный театр, музыкальное училище, часто встречался с музыкантами. Так, например, в одном из этих приездов произошла встреча Чайковского с украинским композитором Н. В. Лысенко, который в 1890 г. закончил свою новую оперу — «Тарас Бульба». Чайковский навестил Лысенко и просил его продемонстрировать оперу, о которой слыхал в Москве: «Лысенко смалодушествовал. .. и хотел уклониться, но Чайковский настоял... Почти всю оперу прослушивал наш знаменитый маэстро с глубоким вниманием, выражал в иных местах восторженные одобрения: его особенно пленяли те места, в которых наиболее вырисовывался национальный колорит. Чайковский обнял Лысенко, поздравил его с талантливым произведением и просил ехать с ним немедленно в Петербург, где он поставит эту оперу непременно. Помню, что Лысенко был опьянен похвалой такого гениального композитора. ..» (К биографии Н. В. Лысенко. Воспоминания М. Старицкого.— Киевская старина, 1903, № 12).
2 Первый концерт под управлением Чайковского состоялся 21 декабря, 22 декабря концерт был повторен. Кроме симфонических произведений в программу концерта входили и вокальные произведения: ариозо Князя из «Чародейки» (И. П. Прянишников), гимн с хором из «Орлеанской девы» (Спарская, Светлов-Стоян, А. М. Волгин, оперный хор и капелла Калишевского); романсы «Подвиг», «Средь шумного бала», «Благославляю вас, леса» (А. П. Антоновский) и другие.
На концерте 22 декабря романсы исполняли оперные артистки Е. А. Силина и Корецкая.
О концертах, в которых Чайковский выступил в Киеве впервые как дирижер, вспоминает также и Р. М. Глиэр:
«...Приезд [Чайковского] ожидался Киевом как исключительное событие в нашей музыкальной жизни.
Билеты на оба назначенных концерта были распроданы задолго до появления первых афиш. Наше музыкальное училище получило, правда, контрамарки, но контрамарок было значительно меньше, чем претендентов на них. К великой радости, я оказался в числе немногих, вытянувших счастливый жребий.
И вот я на сцене городского театра, где были места „контрамарочников"; затаив дыхание, жду начала концерта.
В этот вечер исполнялась чудесная Третья сюита Чайковского, танцы из оперы „Воевода" и торжественная увертюра „1812 год". Затем какая-то артистка спела несколько романсов Чайковского; аккомпанировал ей сам Петр Ильич. Когда он прошел мимо меня и я увидел перед собой лицо, так хорошо знакомое мне по многочисленным портретам, я невольно поклонился, и Чайковский с улыбкой ответил на мой поклон.
Успех концерта был потрясающий. Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей; что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей; что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь» (Глиэр Р. Памяти великого композитора: К 100-летию со дня рождения П. И. Чайковского.— Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. М., 1975 с. 39—40).
3 Рукописи детских сочинений Николаева — вариации для фортепиано и сюита для оркестра — с пометками Чайковского хранятся в ГДМЧ.