И. Е. Букиник. Концерты П. И. Чайковского в Харькове
ПОДГОТОВКА к КОНЦЕРТУ
По окончании Харьковского музыкального училища в 1887 году я был приглашен преподавателем музыки в Сумскую гимназию (Харьковской губернии). Несмотря на отъезд из Харькова, я все время держал тесную связь с музыкальным училищем и его директором Ильей Ильичом Слатиным, с которым был в самых дружественных отношениях.
В 1892 году весной И. И. Слатин сообщил мне, что он приглашает в Харьков нашего знаменитого композитора П. И. Чайковского; если этот приезд состоится, я смогу принять участие в симфоническом концерте под руководством Петра Ильича. Я был счастлив, очень гордился и с нетерпением ожидал возможности познакомиться с великим художником, слава о котором тогда уже гремела в России и за границей.
Осенью того же года И. И. Слатин писал, что концерт Петра Ильича состоится в Харькове обязательно. Что это будет, очевидно, по приезде Петра Ильича из-за границы в конце 1892 года или в начале 1893 года. Он писал мне, что Петр Ильич подробно ознакомил его со своими ближайшими планами и что концерт в Харькове, по всей вероятности, состоится проездом из Одессы в начале января 1893 года. Илья Ильич с восторгом писал о любезности Петра Ильича, о его готовности во что бы то ни стало приехать в Харьков, о его категорическом отказе даже говорить о гонораре, о том, что не желает получать за концерт никаких денег. В 1893 году я получил от И. И. Слатина письмо, в котором [он] сообщил, что Петр Ильич будет в Харькове 11 марта, что 14 марта состоится симфонический концерт из произведений Чайковского, что специально усиливается оркестр, что я приглашаюсь принять участие в концерте в качестве второго концертмейстера первых скрипок на первом пульте. Надо ли говорить, что я немедленно взял двухнедельный отпуск, помчался в Харьков и принял деятельное участие в подготовке к предстоящему концерту и в предварительных репетициях, которые происходили заранее под руководством И. И. Слатина в зале музыкального училища. Очень сильно И. И. Слатин волновался о помещении для симфонического концерта. Единственно удобное место было в зале Дворянского собрания (теперь Дворец пионеров), но местное дворянство не проявляло большого интереса к концерту и категорически отказало предоставить зал хотя бы на один вечер. По вечерам в Дворянском собрании господа играли в карты, и променять это удовольствие на какой-то концерт они не собирались. Только с помощью своих личных связей И. И. Слатину удалось убедить дирекцию Дворянского собрания предоставить зал на дневные часы для репетиций и концерта.
ПРИЕЗД П. И. ЧАЙКОВСКОГО
П. И. Чайковский приехал в Харьков 11 марта 1893 года курьерским поездом из Москвы в десять часов утра. На вокзале встречать Петра Ильича собралось много народу. Я никогда не видел такой блестящей встречи. Были члены музыкального общества во главе с директором И. И. Слатиным, были и преподаватели и учащиеся музыкального училища, среди встречающих были и студенты — любители музыки, и другие почитатели таланта великого композитора. Когда подошел поезд, И. И. Слатин и преподаватель К. К. Горский вошли в вагон и вскоре вернулись вместе с Петром Ильичом, сошли на перрон. Собравшиеся встретили высокого гостя шумными аплодисментами. Ему было преподнесено много живых цветов. Каждый старался протиснуться вперед, чтобы лучше видеть его, пожать ему руку. А он был, видимо, смущен и взволнован, жал руки впереди стоящим и медленно продвигался к выходу, окруженный публикой. У вокзала ожидали фаэтоны. Петр Ильич в сопровождении И. И. Слатина и Горского сел в фаэтон. Публика окружила фаэтон, снова зааплодировала и долго не давала ему тронуться с места. И. И. Слатин сказал мне, что сейчас они едут в «Европейскую гостиницу» (теперь гостиница «Спартак»), а часа через два вместе с Петром Ильичом прибудут на репетицию, [и он] просит передать оркестру, чтобы все были на местах. Состав оркестра, который должен был принять участие в предстоящем концерте, был необычный. Никогда до этого времени в Харькове не было оркестра больше сорока— сорока пяти человек. На этот раз оркестр был увеличен до семидесяти человек. Он был составлен из [оркестрантов] оперного театра, преподавателей музыкального училища, из окончивших музыкальное училище, приглашенных даже из других городов и лучших учеников музыкального училища. Все участники этого оркестра взволнованно ожидали прихода гениального композитора, обменивались впечатлениями о встрече его на вокзале, обсуждали произведения, которые предстояло играть, гадали о его манерах дирижирования. В зале, кроме оркестра, был и хор из учеников музыкального училища. Около часу дня кто-то вбежал в зал и крикнул: «Едут, едут, приехали». Мы все моментально уселись на места, каждый взял свой инструмент, и весь оркестр застыл в ожидании.