И. И. Чайковский. Воспоминания о пребывании П. И. Чайковского в Таганроге и Одессе
Наконец появился брат, за ним Фельдау и Сапельников (мадемуазель Ментер после завтрака уехала). После обычного представления г-на М...и и его дочери хозяину и гостям Шурочке было предложено перейти к роялю. Мы все расселись кругом. Милая девочка, за которою я неустанно следил, очень храбро села за рояль, развернула ноты и стала играть одну из серьезных музыкальных пьес классической музыки, что именно — не помню, но помню, что играла очень долго и, по-моему, бесподобно хорошо. Я часто всматривался в лицо брата, желая прочесть, какое впечатление производит на него игра моей Шурочки, но помешал этому незначительный скрип двери, ведущей из передней3.
Дверь это стала постепенно отворяться, и из-за нее стала выползать фигура мальчика Думчева в бархатном костюме, а за ним с точною манерою смотрителя богоугодных заведений Ляпкина-Тяпкина стал выползать из щели двери сам отец г-н Думчев, который как пролез, так и замер в позе Ляпкина-Тяпкина.
Между тем Шурочка яростно заканчивала свою пьесу. Я ликовал и безжалостно смотрел на конкурента Думчева. Раскрасневшаяся Шурочка, [взяв] последний аккорд, смело встала из-за рояля и ожидала оценки ее исполнения. Брат Петр подошел к ней и, приветливо глядя на нее, похвалил игру, спросил, у кого она училась, и затем предложил ей сыграть что-нибудь на память. Шурочка ответила, что на память ничего не играет. На вопрос, пробовала ли она когда-нибудь подобрать понравившийся ей мотив музыки, Шурочка моя продолжала только отрицательно покачивать головкой. [Брат Петр] снова опросил ее сесть за рояль и хоть несколько тактов вспомнить из сыгранного ею. Лицо ее из радостного постепенно туманилось. Тогда брат, обратясь к отцу ее, заметно страдавшему вместе с дочерью, стал разъяснять ему, что высказываться о таланте можно только тогда, когда у субъекта ясно выделяется музыкальная память, без которой талант существовать не может.
Желая проверить верность слуха у Шурочки, брат стал ударять по клавишам, предлагая ей по звуку определить соответствующую ноту. Шурочка, не угадав первую, совсем замолчала, и глаза ее стали заполняться слезами.
Капитан М...и поторопился поблагодарить брата и Фельдау за причиненное беспокойство и, взяв дочь, вышел с нею в переднюю... Я пошел их провожать и, проходя мимо Думчева, мысленно пожалел его, зная наперед нерасположение брата к нему.
В передней Шурочка с наклоненной головкой искала свои калоши, слезы катились ручьями, мешая видеть стоявшие перед нею калоши. Я пробовал говорить слова утешения, но это ни к чему не привело.
Вернувшись в гостиную, я застал отца Думчева, предлагавшего брату назначить, что будет угодно ему, для игры его сына Кости, при этом он наизусть перечислял громадный репертуар игры сына. Брат выбрал очень серьезную вещь. Я сидел и слушал с предубеждением, но, по мере игры его, я, невольно поражаясь чудной игрой мальчика, стал всматриваться в брата, лицо которого ясно выражало удовольствие.
Думчев играл массу серьезных вещей и все наизусть. Отвечал брату на все задаваемые ему вопросы сознательно определенно, сыграл и своего сочинения мазурку. Было заметно, что мальчик завоевал расположение брата, который, обратясь ко мне и указывая на Костю Думчева, сказал: «Вот это талант так талант бесспорный».
Уходя, Костя Думчев подошел к брату и спросил его, может ли он прийти к нему завтра в театр на репетицию оперы. «Конечно, да,— ответил ему брат,— я сам этого желаю, приходите, приходите»,— и ласково протянул ему руку4.