Ю. И. Поплавский. Последний день Чайковского в Клину (Комментарии)
Поплавский Юлиан Игнатьевич (1871—1958) — виолончелист, ученик Московской консерватории по классу А. Э. фон Глена.
В письме к Модесту Ильичу от 23 апреля 1893 г. Чайковский писал: «...вечер провел в Малом театре с Поплавским и Кашкиным (ЧБ, с. 538). В письме Чайковского В. С. Васильеву-Шиловскому от 2 марта 1893 г. читаем: «Поплавский чудесный, симпатичный юноша ... Мне казалось, что тебе приятно будет видеть часто не только хорошего музыканта, но и симпатичного человека» (ГДМЧ, дм2, № 26).
6 октября 1893 г. А. А. Брандуков и Ю. И. Поплавский приехали в Клин, и вечером Чайковский проигрывал с ними концерт для виолончели Сен-Санса. На другой день они втроем выехали в Москву.
Опубликовано: журн. Артист, 1894, № 42, кн. 10, с. 116—120; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 365—374; изд. 2, с. 373—381; изд. 3, с. 374—382.
1 Это письмо Чайковского неизвестно.
2 Подтверждение этому находим и в воспоминаниях В. Л. Сапельникова, видевшего Чайковского за два месяца до смерти: «Его духовные и физические силы находились в полном расцвете. Он надеялся создать еще много новых музыкальных произведений и горел жаждой творчества и труда. В его воображении уже носились звуки и мелодии, которые должны были найти себе выражение в новых симфониях и опере, которую он собирался написать. Несмотря на то что весь мир считал его великим композитором, Петр Ильич совершенно не признавал своих прошлых заслуг. Он говорил, что ему страшно хочется написать действительно хорошую оперу (Сапельников В. Л. Из воспоминаний о П. И. Чайковском.— Театр, 1909, № 539, с. 12—13).
3 В бытность свою в Лондоне, в связи с получением звания доктора музыки, Чайковский присутствовал на концерте Л. Дьемера, исполнявшего произведения Шумана, Рамо, Генделя, Шопена, Мендельсона, Брамса, Видора, Годара и Дьемера, но совместных выступлений Л. Дьемера и Чайковского в Лондоне не было.
4 Ш. Гуно в четвертом акте оперы «Фауст» для хора солдат использовал хор казаков из уничтоженной им оперы «Иоанн Грозный».
5 По-видимому, автор вспоминает К. К. Альбрехта, о котором Чайковский писал 2 мая 1893 г. П. И. Юргенсону: «Был я у Карлуши. По-моему, он умирает» (ЧЮ, т. 2, с. 261). Альбрехт умер 14 июня.
6 Известно несколько оперных замыслов Чайковского, относящихся к 1893 г.: «Венецианский купец» (Шекспир), сюжет, предложенный Н. Г. Конради, но отвергнутый Чайковским, так как он хотел «что-нибудь оригинальное, глубоко трогательное» (письмо к М. И. Чайковскому от 5 февраля 1893 г.— ЧБ, с. 531). Не понравился Чайковскому и другой сюжет, предложенный Модестом Ильичом,— «Наль и Дамаянти» (Жуковский). В письме к В. Л. Давыдову от 11 апреля 1893 г. Чайковский писал: «Скажи, пожалуйста, Моде, что мне ужасно досадно, что пропало мое письмо, где я воздавал хвалу его „Налю и Дамаянти". <...> Я нахожу это либретто очень искусно сделанным, но мне этот сюжет не особенно по сердцу. Слишком далеко от жизни; мне нужен сюжет вроде „Сельской чести"» (ЧБ, с. 535).
Последним замыслом Чайковского был сюжет, заимствованный из повести Джорджа Эллиота (Мари Эванс) «Любовь мистера Гильфиля». Г. А. Ларош вспоминает, что этот сюжет «особенно пленил его пафосом содержания». Он находил, что на этот сюжет «отлично можно было бы написать оперу». В ГДМЧ хранится отрывок сценария этой оперы.
7 Среди набросков неосуществленных произведений Чайковского сохранился эскиз (две темы), озаглавленный «Concer[t]sttick для фл[ейты]».— ГДМЧ, а1, № 137.
8 Эскизы симфонии Es-dur использованы Чайковским в Третьем концерте для фортепиано с оркестром, а также в фортепианной пьесе Скерцо-фантазия (ор. 72 № 10).
В 1951—1955 гг. профессор С. С. Богатырев реставрировал полностью симфонию Es-dur, которая была исполнена 7 февраля 1957 г. оркестром Московской областной филармонии под управлением профессора М. Н. Тэриана.