Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
Не думаю, чтобы он хоть раз в жизни прочел хоть одно из Евангелий, но его религиозность московской кумушки и не нуждалась в этом. Она вся заключалась в умении откреститься, отшептаться и отплеваться от всякой напасти. Так, Николай Львович боялся невероятно смерти; но обойти ее — совсем не было так трудно: надо было только внимательно, встречая похоронные дроги, или проезжая мимо дома, ще коща-то жил какой-нибудь умерший знакомый, или проходя мимо гробовщиков, — отплюнуться. Но так как это было не «бонтонно» и обращало на себя внимание окружающих, то он изобрел собственный способ и отплюнуться, и, вместе с тем, никого не шокировать, а именно: чуть-чуть омочив палец у губ, вытирал его о платье или платок, а так как покойники встречаются часто, гробовщиков в Москве много, а умерших знакомых было еще больше, то его путешествия по московским улицам сопровождались неустанным лизанием пальцев левой руки, причем правая вьщелывала тысячи крошечных крестных знамений на груди. Как в своей религии, которую Петр Ильич шутя называл «кабалистикой», так и во всем прочем этот человек был носителем тысячи примет, предрассудков и обычаев, от которых веяло исчезающей стариной.
В будни, как я сказал выше, он шел прямо из дома в гости. Знала его добрая половина так называемого «общества» в Москве, а он знал все, что в нем делалось. Встречали его везде с удовольствием, потому что своим бодрым и всеща веселым видом он всем был по душе; затем, всеща приносил кучу интереснейших новостей, как слышанных им накануне, так и вычитанных из полицейской газеты. Предпочитал он общество дам, преимущественно престарелых, потому что им интереснее было обсуждать вместе с ним все «за» и «против» женитьбы такого-то на такой-то или необычайного факта рождения двухголовой девочки у мещанки Васильевой на Пресне, только что почерпнутого им из утреннего чтения. Ходить он терпеть не мог и переезды от одних гостей к другим совершал на извозчике, выторговав у него невероятно дешевую цену, потому что убеждать, и многоречиво, и неотразимо, простых людей он умел, как никто. Коща же случалось пройти несколько шагов пешком и попадался навстречу нищий, он, пожурив его за леность, все-таки оделял копейкой, причем требовал, чтобы тот за это молился об упокоении душ рабов Божиих: Льва (отца), Надежды (матери), Ивана, Николая и проч. (разных друзей, знакомых), а потом о здравии раба Божия Николая (его самого), Василия и Ираиды (его слуг). После обеда, где-нибудь в гостях, он или играл «по маленькой» или ходил в Малый театр, который любил до страсти. Затем, поужинав в обществе и заручившись приглашениями на следующие дни, отправлялся мирно домой.
Курьезнее же всего в этом человеке было то, что, ведя такое приятное существование, имея всеща маску довольства жизнью и благополучия, — он был нищий. У него не было решительно ничего, и жил он исключительно подаяниями. Униженно просить ему приходилось сравнительно редко, а если и случалось, то он поворачивал в шутливый тон, просил «в долг, до срока, коща получит свои доходы из калужских поместий». Большую же часть жизни его всеща с удовольствием поддерживали близкие знакомые, причем он принимал эту подачку так, чтобы и думать не смели за это обращаться с ним хуже, чем с другими, и в случаях, коща хотели посмеяться над ним, вскипал гневом и не церемонясь отделывал в пух и прах кого угодно. В результате его побаивались, тем более, что он не лишен был остроумия и ловко подшучивал над другими.
Коща в 1869 году Петр Ильич познакомился с ним, его обстоятельства были плохие: многие из главных его благодетелей повымерли, другие разорились, третьи уехали из Москвы. Петр Ильич, до страсти любивший старину, в особенности московскую, как увидел Николая Львовича — так моментально влюбился в этот осколок прошлого, со всеми его чудачествами, предрассудками и вымирающими нравами. Слушать хотя бы речь Николая Львовича уже было ему наслаждением, а рассказами его он просто упивался, как интереснейшим чтением. Изучать привычки, слушать рассуждения, поучаться всевозможным предрассудкам этого старичка — стало его любимым времяпровождением в свободные часы. Он с радостью узнал, что может содержать его, и уже до самой смерти Бочечкарова взял на себя денежные заботы о нем.