Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
№ 211а. К нему же.
28-го ноября.
<...> Вследствие переезда на новую квартиру и сопряженных с этим передряг я потерял твое последнее письмо и не помню, на что должен отвечать. Ты, кажется, спрашиваешь насчет «Опричника» в Москве? Режиссер Большого театра, которого я на днях видел, сообщил мне, что переписка партитуры им заказана. Но, по правде говоря, на здешнюю дирекцию очень полагаться нельзя, и, судя по тому, что ни Кавелин (Управляющий императорскими театрами в Москве.), ни Бегичев ничего мне не говорят, я склонен думать, что они охладели к мысли поставить мою оперу. Бели это так, то едва ли следует сокрушаться. Опера здесь до того упала, что ничего порядочного исполнить не могут, и «Опричник» будет искажен самым непозволительным образом. Я это знаю по «Снегурочке», которую репетировали несчетное число раз, и все-таки дело идет плохо.
Распределение ролей в «Опричнике» прекрасно, насколько оно может быть без Лавровской и Леоновой.
№ 211. К М. Чайковскому.
28 ноября.
<...> На днях произойдет перемена в моих финансовых обстоятельствах, по тому случаю, что на будущей неделе будет исполнена моя «Буря» и я, по обыкновению, получу 300 р. из Музыкального общества. Эта сумма сильно подбодрит меня. Мне очень будет любопытно прослушать мое новое произведение, на которое я возлагаю большие надежды, и очень жалею, что ты не будешь слышать, ибо я не прочь принимать к сведению твои мудрые замечания.
Я переехал на новую квартиру, которая хотя теснее, но зато уютнее прежней. Жизнь потекла обычным порядком. Из приятелей я теперь лишен самого приятного, Н. Кондратьева, который провел здесь пять недель и теперь находится в Харькове на выборах. У Шиловского я очень часто обедаю.
Только в нынешнем году я убедился, что я довольно одинок здесь; у меня много приятелей, но таких, с которыми душу отвести, как, например, с Кондратьевым, — совсем нет. Бочечкаров представляет для меня большой ресурс, но это скорей вещественный атрибут моей обстановки, чем серьезный друг. Впрочем, все к лучшему: и самые милые приятели, будучи многочисленны, мешают работе, а я, слава Богу, сложа руки не сижу.
В третьем симфоническом собрании Музыкального общества 7-го декабря, в Москве, была исполнена с большим и шумным успехом «Буря» и затем, в экстренном собрании в пользу фонда, повторена в тот же сезон.
№ 196. Э. Ф. Направник к П. И. Ч.
16 декабря.
Многоуважаемый П. И., принимая истинное участие в постановке «Опричника» и заботясь, чтобы исполнение было как можно лучше по музыкальной части, я должен же, однако, откровенно потребовать от вас некоторых изменений.
В вашем письме к начальнику репертуара вы отдаете партию Морозовой Платоновой; но, по моему глубокому убеждению, эту важную партию не может исполнить ни одно сопрано: она требует по своему характеру если не альта, то меццо-сопрано. Обширная переделка необходима. Как она написана, с ней сопрано не справится, даже на средних нотах сопрано не совладать с оркестром, который будет его везде заглушать. Платонова, просмотрев внимательно партию, решительно отказалась от нее.