Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
Перед отъездом на лето в деревню Петр Ильич получил заказ московской дирекции театров написать музыку к балету «Лебединое озеро», за 800 руб.
Однако, отправившись в конце мая в Усово к Шиловскому, Петр Ильич не принялся за сочинение балета, а написал симфонию D-дур № 3. В письме к С. И. Танееву он говорит: «В июне я провел три недели в Тамбовской губернии. Симфония написана и отчасти оркестрована там. Она состоит из пяти частей».
В конце июня Петр Ильич вернулся на несколько дней в Москву, а затем 29-го уже был в Низах у Н. Кондратьева, ще исключительно был занят инструментовкой симфонии до 14-го июля, коща отправился в Вербовку, к Александре Ильиничне Давыдовой. Здесь 1-го августа симфония была окончена вполне.
Только кончив симфонию, Петр Ильич в начале августа принялся за балет, и к 14-му два акта (в проекте) уже были готовы.
Из всех местопребываний за это лето особенно отрадное впечатление произвела Вербовка, имение Л. В. Давыдова, близ Каменки, ще Петр Ильич был не только в обществе сестры и ее семьи, но и с Ильей Петровичем и Анатолием. С этой поры прежде столь им любимое Усово отходит на второй план, и Вербовка с ее обстановкой делается для него воплощением всего того, чего бы он хотел в заветных мечтаниях о независимой жизни.
Хронологический порядок сочинений Петра Ильич за сезон 1874 — 1875 года:
I. Ор. 25. Шесть романсов: 1. «О, засни», слова Щербины, посвящен А. П. Крутиковой. 2. «Как над горячею золой», слова Ф. Тютчева, посвящен Д. Орлову. 3. «Песнь Миньоны», слова Гете, посвящен М. Каменской. 4. «Канарейка», слова Л. Мея, посвящен В. Рааб. 5. «Я с ней никогда не говорил», слова Л. Мея, посвящен И. А. Мельникову. 6. «Как наладили: дурак», слова Л. Мея. Сочинены, вероятно, в сентябре 1874 г. Издание В. Бесселя.
II. Ор. 23. Концерт для фортепиано с оркестром (В-моль). Сочинен в ноябре и декабре 1874. Вполне кончен и оркестрован, как значится на партитуре, 9 февраля 1875 г. Посвящен Гансу фон Бюлову. Издание П. Юргенсона. В письме к г-же фон Мекк Петр Ильич говорит, что для главной темы аллефо первой части он воспользовался «лирным» напевом малороссийских слепцов-нищих, записанным в Каменке на базаре.
Кроме этого сознательного заимствования, композитор сделал еще для этого концерта одно бессознательное: «престиссимо» второй части есть шансонетка «II faut s'amuser, danser et rire», которую мы с братом Анатолием, увлекаясь прелестями исполнительницы, постоянно напевали в начале семидесятых годов.
III. Ор. 26. Серенада для скрипки с сопровождением оркестра. (В-моль). Сочинена в январе 1875 г. Посвящена Леопольду Ауэру. Издание П. Юргенсона.
IV. Ор. 27. Шесть романсов. 1. «На сон грядущий», слова Огарева. 2. «Смотри, вот облако», слова Грекова 3. «Не отходи», слова Фета, 4. «Вечер», слова Шевченко в переводе Мея. 5. «Али мать меня рожала», слова Мицкевича в переводе Мея. 6. «Моя баловница» слова Мицкевича в переводе Мея. Все шесть романсов посвящены княгане Е. А. Цертелевой (Лавровской). Время сочинения точно нельзя определить. Издание П. Юргенсона.
V. Ор. 28. Шесть романсов: 1. «Нет, никогда вам не узнать», слова Мюссе в переводе Грекова, посвящен А. Николаеву. 2. «Корольки», слова Сырокомли в переводе Мея, посвящен А. Додонову. 3. «Зачем», слова Мея, посвящен М. Ильиной (княгине Дундуковой-Корсаковой). 4. «Он так меня любил», слова Апухтина, посвящен Е. Массини. 5. «Ни отзыва, ни слова», слова фафа Алексея Толстого, посвящен Б. Б. Корсову. 6. «Страшная минута», слова П. Чайковского, посвящен Е. Кадминой. Окончены, как помечено на рукописи, И апреля 1875 г. Москва. Издание П. Юргенсона.
VI. Ор. 29. Симфония № 3 (D-дур) в пяти частях. Партитура носит помету самого композитора: «Начата 5-го июня в Усове, кончена 1-го августа 1875 года в Вербовке». Издание П. Юргенсона. Исполнена в первый раз 7-го ноября в Москве.
Кроме этого, Петр Ильич с августа начал писать музыку балета «Лебединое озеро».
Музыкально-критическая деятельность Петра Ильича за этот сезон была довольна плодовита. С сентября по апрель им было написано пятнадцать фельетонов и две заметки, из которых одна представляет интерес биографический: защищая А. Рубинштейна от нападок критики за чрезмерную плодовитость и скорость работы, рецензент говорит также и «pro domo sua», ибо сам подвергался тому же упреку.