Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
XII
1875 — 1876
№ 218а. К Н. А. Римскому-Корсакову.
Москва, 10-го сентября 1875 г.
Добрейший Николай Андреевич! Очень благодарен вам за милое письмо. Знаете ли, что я просто преклоняюсь и благоговею перед вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером! Все эти бесчисленные контрапункты, которые вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей — все это такой подвиг для человека, уже 8 лет тому назад написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру. Я прихожу в изумление и не знаю, как выразить мое бесконечное уважение к вашей артистической личности. Как я мелок, жалок, самодовольно наивен кажусь себе, когда сравниваю себя с вами! Я чисто ремесленник в композиции, вы будете артист-художник в самом полном смысле слова. Надеюсь, что вы не примете этих слов за желание сказать вам любезность. Я в самом деле убежден, что при вашем громадном даровании, в соединении с тою идеальною добросовестностью, с которою вы относитесь к делу, — из-под пера вашего должны выйти сочинения, которые далеко оставят за собой все, что было написано в России.
С величайшим нетерпением буду ожидать присылки ваших 10-ти фуг. Вряд ли мне скоро придется быть в Питере, и я попрошу вас в возможно скором времени обрадовать меня вашими фугами, — они меня донельзя интересуют. Тщательно их просмотрев, я напишу вам подробно свое мнение.
Я провел лето в различных губерниях у друзей и родных. Работал довольно усидчиво и, кроме симфонии, написал (в проекте) два действия балета. По приглашению московской дирекции я пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки. Мне очень любопытно знать, как будет происходить обсуждение достоинств присланных на конкурс партитур. Надеюсь, что вы будете среди членов комитета? Страх осрамиться, т. е. не получить премии и вследствие этого лишиться шансов на постановку моего «Вакулы», которой я пламенно желаю, — очень меня терзает.
Об «Анжело» здесь ходят самые разноречивые слухи. Года два тому назад Кюи играл мне первый акт, произведший на меня впечатление весьма несимпатичное, особенно взяв в сравнение «Ратклифа», которого я страх как люблю.
№ 219. К М. Чайковскому.
14-го сентября 1875 г.
<...> Сижу в консерватории, пишу балет усердно, веду музыкальную хронику — надеюсь, что занятий достаточно. Я устроился по-старому: разница только та, что живу этажом выше (В доме Полуектовой, Малая Никитская, против церкви Св. Георгия.) и роскоши поприбавилось. Тот же Михайло Иванович, тот же Алексей Иванович, та же Бишка (Братья Софроновы, слуги П. И., Бишка — собачка из плохих левреток. Несколько раз в год она приносила по шести щенят. П. И. шутя говаривал, что по ее примеру всегда пишет по шести романсов и по шести фп. пьес.), тот же Николай Львович периодически является с запасом сплетней, тот же Шиловский. Началась итальянская опера. На днях должен идти «Опричник» в русской, с тем же позорным исполнением. Часто вижусь с Танеевым. Если бы ты знал, как он великолепно играет мой концерт!
Благодарю тебя за известие о «Вакуле». Я получаю с разных сторон подобные известия, но тем не менее ужасно беспокоюсь насчет судьбы этой оперы. Зато, если получу премию, мы с тобой съездим на Рождество за границу.