Моцарт Вольфганг Амадей

Моцарт Вольфганг Амадей (1756 - 1791), австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер - кликните по картинке! 1756 - 1791, австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер.

Общение с музыкой Моцарта как бы обрамляет всю жизнь Чайковского. Отрывки из оперы "Дон Жуан" звучали на оркестрине, которую Чайковский ребенком слушал в Воткинске. Юношей он услышал эту оперу в Петербурге, и впечатление, полученное от "Дон Жуана" ("... благодаря ему я узнал, что такое музыка", - записал он через тридцать лет в Дневнике) оказалось решающим для выбора собственного пути: "тем, что я посвятил свою жизнь музыке, - я обязан Моцарту". В программе последнего концерта под управлением Чайковского, за считанные дни до смерти, рядом с Шестой симфонией, прозвучали танцы из оперы "Идоменей"...

И на протяжении всей жизни музыка Моцарта сопутствует Петру Ильичу. Он создает сюиту "Моцартиана" и - тоже на музыку Моцарта - вокальный квартет "Ночь". Отсветы Моцарта - и в Пасторали из "Пиковой дамы", и в Струнной серенаде... Чайковский перевел на русский язык либретто "Свадьбы Фигаро", и в 1884 году было издано переложение этой оперы для пения с фортепиано с переводом и предисловием Чайковского.

В своих музыкально-критических статьях Чайковский откликается на исполнение опер и других произведений Моцарта. Он спешит на спектакль "Дон Жуана" в Лейпциге, на постановку "Волшебной флейты" в Дрездене, трижды слушает "Свадьбу Фигаро" в Париже... Он постоянно играет сочинения Моцарта для себя, дома. "Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок", - говорит Петр Ильич в одном из писем 1884 года.

Когда издатель Чайковского П.И.Юргенсон подарил ему только что вышедшее из печати Полное собрание сочинений Моцарта в 72 томах, композитор назвал этот подарок "драгоценным, дивным": "был рад, как ребенок!!!" Многочисленные пометки на полях этого собрания, сохранившегося в личной библиотеке, свидетельствуют о неиссякающей до последних дней потребности в музыке Моцарта.

Трудно назвать другого композитора, о котором бы сохранилось так много и столь восторженных откликов Чайковского, как о Моцарте. В статьях он пишет: "гений сильный, многосторонний, глубокий". Опера "Дон Жуан", по словам Петра Ильича, "будет служить лучшим образцом до тех пор, пока будет существовать искусство". Симфонию "Юпитер" он рассматривает как "одно из чудес симфонической музыки".

В представлении Чайковского были неотделимы образ музыки Моцарта и образ ее создателя. Наиболее полно отношение к Моцарту выражено в дневниковой записи 1886 года: "По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознавания своей близости к чему-то, что мы называем идеал, как он... В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно..." Сравнивая Моцарта с Бетховеном, которого он называет Богом Саваофом, для Моцарта Чайковский находит слова: "Христос музыкальный".

Л. З. Корабельникова