Фортепианная музыка

Рояль П. И. Чайковского. Дом-музей в Клину - кликните по картинке! Чтобы понять место и значение фортепианной музыки Чайковского, важно вспомнить, что эпоха, в которую жил и творил композитор, была ознаменована расцветом домашнего музицирования. Пианистов - любителей среди представителей высших кругов общественности было достаточно много. В ХХ веке домашняя игра начала всё больше вытесняться звукозаписью.

Во времена Чайковского фортепиано, этот универсальный инструмент, стал весьма распространенным атрибутом быта культурной городской семьи. Сначала педагоги - иностранцы, а потом и воспитанники консерваторий давали уроки целой армии молодых людей и барышень. Пьесы Чайковского, таким образом, были адресованы уже тысячам любителей музыки и нашли в их среде горячий душевный отклик.

Многие из пьес для фортепиано Чайковского, такие как "Сентиментальный вальс", или Романс, ор.5 внешне непритязательны, но, и по эмоциональному складу, и по музыкальному языку отвечали запросам современников (вальс, романс). Да и сегодня их нельзя слушать без волнения и душевного трепета.

Рояль Чайковских - кликните по картинке! Многое в фортепианной музыке шло от Шумана, которого Чайковский так любил и который умел так точно передавать тончайшие душевные волнения. Но в мелодике, напоминающей русский романс, пела "русская душа", а в образном строе, в темах многих пьес отражались жизнь, быт, характерные настроения русского человека. Эти лирические миниатюры написаны в типичных для романтического пианизма жанрах: романс, ноктюрн, экспромт, юмореска, песня без слов.Многие написаны в танцевальных жанрах: мазурка, полонез и, конечно, вальс.

Для фортепиано Чайковский писал всю жизнь. Самое раннее фортепианное сочинение - "Анастасия -вальс" создан четырнадцатилетним мальчиком; 18 пьес, ор.72 написаны в последний год жизни, практически в одно время с Шестой симфонией.

В фортепианной музыке Чайковского широко представлены пьесы в русском народном духе - бытовые сценки, картины природы. Это и "Русское скерцо", ор.1, "В деревне" и "Русская пляска из ор.40, "Думка", это и "Сельский отзвук" и "Приглашение к трепаку" из последнего фортепианного цикла из восемнадцати пьес ор.72, написанных в год смерти.

Л. З. Корабельникова