Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

Обложка прижизненного издания 'Вариаций на тему рококо', Op.33 В письмах и дневниках Чайковского почти нет сведений о создании "Вариаций на тему рококо". Единственным свидетельством о времени сочинения Вариаций является в фраза в письме к брату Анатолию Ильичу от 15 декабря 1876 г.: "Пишу варьяции для Cello solo с оркестром". Но в это время Чайковский довольно много сочинял. Объясняя А.И. и Л.В.Давыдовым свой отказ приехать в Каменку на Рождестве, Чайковский писал 18 декабря 1876 г. "...набралось много работ и в том числе заказанных за деньги, которые очень удобно будет кончить во время свободных нескольких дней". Можно предположить, что сочинение "Вариаций" было завершено в конце года или в самом начале следующего (1877). Вероятно, клавир в ближайшие месяцы был передан известному виолончелисту, профессору Московской консерватории, другу композитора В.Фитценхагену для уточнения штрихов, аппликатуры, словом, тех деталей, что Чайковский называл "указаниями специального свойства".

Что явилось причиной создания Вариаций, все-таки неизвестно. Примечательно, что всего за полтора года до начала работы над этим сочинением - 25 марта 1875 г. - в газете "Русские ведомости" N 66 Чайковский в своей статье высказался, что "виртуозное процветание виолончели так приходит к последнему фазису упадка,... его репертуар в продолжение уж многих лет нисколько не обогащается новыми произведениями".

Как известно, Вариации композитор посвятил В.Фитценхагену. Его отменное владение инструментом не раз самым положительным образом отмечал Чайковский. Однако заметим, что никогда его отзывы не сопровождались теми восхищенными эпитетами, которыми удостаивалось искусство другого русского виолончелиста К.Ю.Давыдова, ставящее его, по словам Чайковского, "во главе всех существующих виолончелистов". Это обстоятельство позволяет предполагать, что, возможно, именно К.Ю.Давыдов, общение с ним побудило Чайковского сочинить крупное концертное произведение для виолончели с оркестром. Однако сам Чайковский никогда об этом никогда не упоминал, а 4 года спустя (1880 г.) посвятил К.Ю.Давыдову "Итальянское каприччио".

В. Ф. Фитценхаген (1848-1890), русский виолончелист, композитор, педагог 1-ое исполнение "Вариаций" состоялось в Москве 18 ноября 1877 г., в 3-ем симфоническом собрании под управлением Н.Рубинштейна. Солист В.Фитценхаген. Находясь в эти дни в Италии, Чайковский на премьере отсутствовал. О ней сообщила ему фон Мекк 18 ноября 1877 г.: "Сегодня, - пишет она, - Симфоническое собрание, а главное Фитценхаген играет Ваши вариации".

Первое исполнение Вариаций имело благоприятные отзывы прессы. Так, в "Музыкальных заметках" газеты "Голос" (1877, N 298) отмечалось, что "Пьеса г.Чайковского, с прелестным аккомпанементом оркестра, кажется, новейшее произведение нашего талантливого композитора, и публика прослушала его с величайшим удовольствием".

16 ноября 1878 г. Юргенсон сообщил композитору, что вместе с другими сочинениями виолончельная пьеса вышла из печати. Заметим, что на вышедшем клавире фамилия редактора не указана, а те несколько месяцев (апрель-ноябрь), которые потребовались Юргенсону для опубликования "Вариаций", оказались в какой-то мере решающими для дальнейшей звучащей жизни сочинения. 3 февраля 1878 г. Юргенсон уведомляет находящегося в Италии Чайковского: "Противный Фитценхаген! Он непременно желает свою виолончельную пьесу переделать, обвиолончелить и говорит, что ты ему дал полную мочь. Господи! Чайковский revu et corrige par Fitzengagen!! (Просмотренный и исправленный Фитценхагеном). Позволь мне послать его к maman ... Напиши Фитценхагену два слова о твоей пьесе и обрати его ко мне".

Но композитор проявил некоторое равнодушие к Вариациям, их судьбе на концертной эстраде. С той поры и появилась проблема двух текстов, двух вариантов этой пьесы: первоначального авторского и варианты переделки пьесы Фитценхагеном. Причину такого авторского равнодушия можно объяснить - как это нередко бывает с авторами - недооценкой значимости их будущего успеха. И, действительно, при жизни Чайковского сочинение исполнялось редко. Помимо Фитценхагена его ученик И.Адамовский играл Вариации в 1883г. В 1888 г. сочинение привлекло внимание венгерского виолончелиста Зигмунда Бюргера.

Судя по переписке с Чайковским, обсуждалась и возможность участия в них З.Бюргера. "Позволю себе, дорогой маэстро, - писал он композитору из Будапешта 6 декабря 1890 г., - просить Вас, если это Вас устраивает, чтобы я сыграл Ваши "Вариации для виолончели с оркестром" в концерте под Вашим управлением. Верьте, что это предпочтение сделало бы меня самым счастливым человеком..." Замыслы виолончелиста не осуществились, так как Чайковский из-за крайней занятости творческой работой отказался от всех сделанных ему предложений дирижировать.

Страница рукописи переложения для виолончели и фортепиано 'Вариаций на тему рококо', Op.33 (1876) В 1891 г. в Тифлисе, в 1 симфоническом концерте РМО под управлением Ипполитова-Иванова Вариации исполнял И.Ф.Сараджев. 16 января 1893 г. в Одессе, в 1 симфоническом концерте РМО, состоялся концерт из произведений Чайковского. Дирижировал автор. В программе вместе с другими сочинениями звучали и Вариации (солист В.Алоиз). Сочинение игралось в редакции Фитценхагена, что было воспринято многими как полное ее признание композитором. Эта редакция стала основой для зарубежных редакций сочинения, опубликованных еще при жизни Чайковского.

Что могло послужить причиной выбора Чайковским "темы в стиле рококо" для виолончельной концертной пьесы ? Ни в письмах, ни в Дневниках об этом не упоминается. В равной степени можно вспоминать о симпатии Чайковского к музыке XVIII века или возможной "новости ее характера", которую позднее, при работе над сюитой "Моцартиана" (1887 г.), Чайковский обозначил в письме к Юргенсону, как "старина в современной обработке").

Романтизированное отношение Ч. к канонам различных стилей не один раз встречается в "Вариациях". Начальные две вариации - как было свойственно этой музыкальной форме в XVIII веке - сохраняют Tempo della Thema (Moderato semplice), ее метр и тональность. У Чайковского цикл включает в себя вступление (Moderato assai), собственно тему (Moderato semplice), 8 вариаций и коду. В своей "свободной обработке" авторского текста Фитценхаген, перетасовывая разделы цикла, счел возможным исключить последнюю, восьмую вариацию.

8-я вариация воплощает собой эмоционально-тематический образ цикла, сообщает заключительному разделу особую смысловую нагрузку, она настолько значительна и самобытна, что любое вмешательство извне способно нанести ущерб целостности драматургии Чайковского. В наше время благодаря изысканиям крупных музыковедов и исполнителей возродился особый интерес к тексту двух вариантов виолончельного опуса Чайковского. "Рококо" стало обязательным произведением на третьем туре Международного конкурса имени П.И.Чайковского.

П. Е. Вайдман


ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ РОКОКО ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ, Ор. 33. Запись в mp3

Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян, солист Мстислав Ростропович. Запись 1969 года.

  • Moderato quasi Andante
  • Тема. Moderato semplice
  • Вариация I. Tempo del Tema
  • Вариация II. Tempo del Tema
  • Вариация III. Andante sostenuto
  • Вариация IV. Andante grazioso
  • Вариация V. Allegro moderato
  • Вариация VI. Andante
  • Вариация VII. Allegro vivo