Бортнянский Дмитрий Степанович
(1751 - 1852), русский композитор украинского происхождения.
Д.С.Ботрнянский - едва ли не самая заметная композиторская фигура доглинкинского периода. Ученик известных итальянских мастеров, он многое впитал от традиций как итальянской оперной, так и австрийско-немецкой инструментальной культур. Но он же глубоко интересовался корнями отечественной музыки, знаменным распевом. Автор опер, камерно-инструментальных произведений, Бортнянский наиболее ярко проявил себя как мастер хорового письма. Долгое время возглавлял Придворную певческую капеллу. Чайковский и Бортнянский принадлежат к разным эпохам. Но в истории отечественной музыки их творчество и их имена соприкоснулись. В отличие от большинства современных ему русских композиторов, Чайковский не отворачивался ни от стихии итальянского пения, ни от итальянских ритмов. Век Бортнянского, XVIII век, привлекал Петра Ильича - это отразилось и в преклонении перед Моцартом, и в разных стилизациях классицизма, по-разному отраженных в "Вариациях на тему рококо", в сюите придворных танцев из оперы "Кузнец Вакула", наиболее ярко - в Пасторали, Полонезе и других фрагментах "Пиковой дамы".
Но реальный сюжет, соединивший имена этих двух композиторов, относится к 1878 году; он связан с созданием "Литургии Иоанна Златоуста", с историей ее издания, запрещения и, после длительной судебной тяжбы, разрешения.
Вслед за тем издатель П.И.Юргенсон предложил Чайковскому выпустить под своей редакцией "Полное собрание духовно-музыкальных сочинений Д.С.Бортнянского". Петр Ильич осуществил эту работу в течение 1881 года.
Отношение Чайковского к хоровой музыке Бортнянского было неоднозначным, его утомляло однообразие работы, а музыкальный стиль казался слишком слащавым для православного - более строгого, по его понятиям - пения. Впрочем, некоторые концерты Бортнянского он ценил очень высоко. Во всяком случае, этот редакторский опыт оказался важен при создании в том же 1881 году следующего сочинения Чайковского для церкви - "Всенощного бдения".
Л. З. Корабельникова