Чайковский. Первый концерт Русского музыкального общества.— Г-жа Лаура Карер.— 8-я симфония Бетховена.— Итальянская опера.— Г-жа Патти. Примечания
Опубликована 15 ноября 1871 г. в «Современной летописи», М., 1871, Na 43, стр. 5–6. Перепечатана в 1898 г. в «Муз. ф.», стр. 8–12.
1 «...якобы русские концерты г. Славянского...» — Агренев (настоящая фамилия)-Славянский (артистический псевдоним) Дмитрий Александрович (1835–1908) — певец, создатель широко известного в 70-х, 80-х годах хора, с которым он давал концерты «русской народной песни». Программы его концертов отличались большой пестротой; наряду с произведениями, достойными по своему художественному качеству распространения среди любительской массы, включались и такие номера, которые обличали и плохой вкус и недостаток культуры у руководителя.
Самое исполнение, стройное и красочное, вместе с тем часто бывало вычурным и малохудожественным по замыслу. Репертуар концертов С. был очень обширен и представлял интерес не только в отношении русской и украинской песни, но и песен других славянских народностей. Все это создавало противоречивый взгляд на деятельность С. как пропагандиста народного творчества. Надо добавить, что С., делая самостоятельно обработки песен, часто вносил искажения, так как не был достаточно подготовлен к подобной музыкальной работе. Отсюда те серьезные протесты передовых музыкантов той эпохи против концертной практики С. и невысокого уровня художественного материала, который он преподносил в качестве подлинной народной песни.
2 «Концерт начался с превосходной интродукции Вагнера к «Лоэнгрину». Это, быть может, самое удачное, самое вдохновенное сочинение знаменитого немецкого композитора«.— Ч. всю свою жизнь предпочитал оперу «Лоэнгрин» другим произведениям этого композитора. В своих взглядах на «оперную реформу» Рих. Вагнера и на его симфонизм он был неизменно последователен и, выражая удивление перед его «прекрасными и величественными симфониями», как он называл «Кольцо Нибелунга» и «Парсифаля», считал, что как оперный композитор Вагнер пошел «по ложному пути».
В частности, о «Лоэнгрине» Ч. в 1879 г. писал Н. Ф. Мекк следующее: «Знаю, что Вы небольшая охотница до Вагнера, да и я далеко не отчаянный вагнерист. Вагнеризм мне мало симпатичен, как принцип, сам Вагнер, как личность, возбуждает во мне чувства антипатии, но я не могу не отдать справедливости его огромному музыкальному дарованию. Дарование это, по-моему, нигде не проявилось так ярко, как в „Лоэнгрине“. Эта опера останется венцом вагнеровского творчества; после „Лоэнгрина“ началось падение его таланта, загубленного сатанинскою гордостью этого человека. Он лишился чувства меры, начал хватать через край, и все, что написано после „Лоэнгрина“, представляет образцы музыки неудобопонимаемой, невозможной и не имеющей будущего. Меня, собственно, теперь занимает „Лоэнгрин“ с точки зрения оркестровки...» О «Лоэнгрине» см. также в упом. изд. «Переписки с Н. Ф. Мекк», т. III, стр. 185, письмо от 1883 г.
В настоящем издании «Музыкальных статей П. И. Чайковского» читатель в дальнейшем узнает о понимании и оценке Ч. творчества немецкого композитора. См. статьи по поводу увертюры к «Фаусту», «Байрейтское музыкальное торжество» и статью «Вагнер и музыка», написанную Чайковским во время пребывания в Америке весною 1891 г.
3 Первый концерт для фортепиано с оркестром (Es-dur) Листа.
4 Имеется в виду Николай Григорьевич Рубинштейн. Многочисленные сведения о взаимоотношениях Ч. с Н. Г. Рубинштейном находим в следующих изданиях: «Жизнь П. И. Чайковского», «Переписка с Н. Ф. Мекк», «П. И. Чайковский и С. И. Танеев. Письма», изд. 1951 г., «Переписка с М. А. Балакиревым», «Переписка Ч. с П. И. Юргенсоном» (см. по указателям). См. также изд. «Дни и годы».