Девять духовно-музыкальных сочинений
Так называется авторский сборник церковных песнопений для смешанного хора (в оригинале подразумевается хор, состоящий из голосов мужчин и мальчиков).
В него входят:
1. Херувимская песнь № 1.
2. Херувимская песнь № 2.
3. Херувимская песнь № 3.
4. Тебе поем.
5. Достойно есть.
6. Отче наш.
7. Блажени, яже избрал.
8. Да исправится.
9. Ныне силы небесные.
Написаны хоры на церковнославянском языке. Созданы в период с ноября 1884 по весну 1885. Сочинялись в разных местах в Берлине, Давосе, Майданово и др.
Первое исполнение состоялось: №№ 1, 4, 7, 8 - 17 февраля 1886 года (капелла Русского хорового общества под управлением В.М.Орлова, на духовно-музыкальном вечере в Московской консерватории); № 9 исполнен 28 марта 1891 года, (Синодальный хор под управлением В.С.Орлова, зал Синодального училища церковного пения); № 3 - 22 октября 1891 года (те же исполнители, там же). В дальнейшем все номера входили в репертуар Синодального хора.
В сборник Девять духовно-музыкальных сочинений вошли хоры, созданные Ч. в разное время и объединенные им при издании.
Поводом к началу работы над новыми духовно-музыкальными композициями послужило обещание, данное Ч. Императору Александру III при личной аудиенции 7 марта 1884. Осенью того же года государь осведомился у М.А.Балакирева как директора Придворной певческой капеллы об исполнении заказа, и Балакирев уведомил об этом Чайковского. В письме к А.И.Чайковскому из Мюнхена от 7 ноября 1884 композитор сообщает: "...Оказывается, что государь, вследствие не так понятых слов моих, очень удивляется, что я до сих пор ничего не написал со времени моего представления ему для церкви. И вот я решился поскорее написать "Иже херувимы". Написал их даже 2, но еще не переписал..." Несколькими днями позже, в Давосе, была сочинена Херувимская № 3. 17 ноября все три Херувимские были отправлены с письмом к Балакиреву в Петербург. Ч. объяснял, что при разговоре с государем на вопрос последнего, намерен ли Ч. еще писать для церкви, композитор ответил, что "намерен и очень этого желаю, но, вероятно, я как-нибудь неясно ответил и государь имел основание думать, что я тотчас же приступлю к этой работе. В сущности, я намеревался когда-нибудь основательно заняться сочинением церковной музыки, а не теперь. Но ввиду того, что государь ожидает от меня херувимской, я чувствовал, что не могу покойно заняться чем бы то ни было, пока не исполню того, что он считает моим обещанием". Очевидно, в это же время родилась мысль о новом цикле духовных композиций, так как в письме к Юргенсону, посланном в тот же день, Чайковский говорил: "Впоследствии я напишу еще несколько нумеров из обедни, и, если хочешь, напечатаем все это".
Работа над новыми хорами продолжилась в следующем году, после возвращения в Россию. Так, 15 апреля 1885 Ч. писал М.И.Чайковскому из Майданова: "Работаю я теперь разные церковные вещи; между прочим написал трио "Да исправится".
В письмах композитора времени создания хоров рассказывается о посещении Чайковским церковных служб, особенно в московских храмах, его отношении к вере, что, безусловно, имело отношение к его собственной композиторской работе. Так 13 марта 1884 года он писал, имея в виду "Исповедь" Льва Толстого: "У меня просветление пришло гораздо раньше, чем у Толстого, вероятно потому, что голова моя проще устроена, чем у него... Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него".
В декабре 1885 Чайковский обратился к регенту капеллы Хорового общества с идеей духовно-музыкального вечера в Московской консерватории: на этом вечере, состоявшемся 17 февраля следующего года и полностью организованном лично Ч., и были впервые исполнены некоторые новые его песнопения (к предложенным самим автором Херувимской фа-мажор, "Тебе поем" и "Да исправится" Орлов добавил "Блажени яже избрал"); в концерте прозвучали также недавно написанные хоры Римского-Корсакова и Е.С.Азеева. По свидетельству Ч. в письме к фон Мекк от 21 февраля, "несколько моих новых вещей было очень хорошо спето".
П. Е. Вайдман