Э. К. Павловская. Из моих встреч с П. И. Чайковским (Комментарии)
Павловская Эмилия Карловна (урожд. Бергман; 1853—1935), артистка Мариинского театра (сопрано), заслуженная артистка РСФСР. В сезоне 1883/84 г. Павловская пела в московском Большом театре, где исполняла роль Татьяны в опере «Евгений Онегин», а затем Марии в опере «Мазепа». 20 января 1884 г. Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: «Я очень доволен покамест ходом репетиций „М а з е п ы". Артисты с необычайным усердием относятся к делу, и меня глубоко трогает восторженное сочувствие некоторых из них, особенно примадонны Павловской» (Полн. собр. соч., т. 12, с. 300).
Сохранившаяся переписка Э. К. Павловской с П. И. Чайковским глубоко вскрывает творческое содружество талантливой певицы с композитором, особенно в период создания оперы «Чародейка» (см. Чайковский на московской сцене, стр. 311—418).
Опубликовано: Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 139—142; изд. 2, с. 172—175; изд. 3, с. 173—176.
1 См. письмо П. И. Чайковского к брату Модесту Ильичу от 9 сентября 1877 г. (Полн. собр. соч., т. 6, с. 173—174).
2 Премьера оперы «Мазепа» в Большом театре в Москве состоялась 3 февраля 1884 г. под управлением И. К. Альтани. Исполнители: Мазепа — Б. Б. Корсов, Кочубей — П. Б. Борисов, Мария — Э. К. Павловская.
3 4 февраля 1884 г. Чайковский писал Э. К- Павловской: «Спасибо Вам, несравненная Мария, за неописанно чудное исполнение роли» (Полн. собр. соч., т. 12, с. 308).
4 В письме к А. А. Жедринскому от 7 июня 1884 г., в котором речь идет о готовящейся постановке «Евгения Онегина» в Петербурге, композитор называет Павловскую в качестве предполагаемой исполнительницы партии Татьяны (см. Полн. собр. соч., т. 12, с. 387). Это письмо приводится в воспоминаниях А. В. Панаевой-Карцовой, с. 153. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Петербурге состоялась 19 октября 1884 г.
5 После первых спектаклей оперы «Евгений Онегин» в петербургской прессе наряду с блестящими отзывами появилось несколько рецензий, в которых критики отмечали, что «в этой опере много, очень много музыки, но симфонист и в ней -беспощадно давит оперного композитора» (статья Н. Соловьева в газ. «Новости». 1884, № 207). Другой критик поместил без подписи рецензию в «Петербургском листке», 1884, № 289, в которой утверждал, что в «Евгении Онегине», «как и в прочих оперных сочинениях г. Чайковского, преобладает чисто симфоническая разработка музыкальных идей».
6 14 ноября 1887 г. состоялось второе симфоническое собрание Русского музыкального общества под управлением Чайковского, с программой из его произведений: сюита «Моцартиана» (первое исполнение), «Франческа да Римини», Фантазия для фортепиано с оркестром (исполнял С. И. Танеев), увертюра «1812 год», ариозо из оперы «Чародейка» и романсы (исполняла А. Ю. Скомпская). 15 ноября утром концерт был повторен по общедоступным ценам. Успех был огромный. См. статью Н. Д. Кашкина в газ. «Русские ведомости», 1887, № 321.
7 В письме к Э. К. Павловской от 20 февраля 1885 г. Чайковский писал: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждался» (Полн. собр соч., т. 13, с. 38).
8 Фотография Э. К. Павловской находится в ГДМЧ.
9 Цитируемое мемуаристкой письмо Чайковского неизвестно. В письме к Э. К. Павловской от 1 апреля 1885 г. композитор писал:
«Спасибо Вам, добрейшая, дорогая, милая благодетельница, за чудный портрет. Лучшего подарка нельзя было мне сделать, как столь удачное изображение моей Татьяны, Марии, будущей Оксаны, Чародейки и т. д. и т. д.» (Полн. собр. соч., т. 13, с. 54).
10 После смерти Н. Г. Рубинштейна многие стали смотреть на Чайковского как на наследника Рубинштейна, зная, каким горячим его помощником был Петр Ильич.
Сам Петр Ильич переживал в это время очень большое душевное смятение. Совместить столь обширную организаторскую и административную работу с интенсивной творческой деятельностью он чувствовал себя не в силах и поэтому решительным образом отклонял предложения дирекции Музыкального общества о принятии места директора. Тем не менее все последующие годы Чайковский, как известно, принимал живейшее участие в жизни консерватории.
11 «Очень рад был в концерте встретиться с [Ипполитовым-] Ивановым и Зарудной. После того и еще несколько раз с ним виделся и провел вечер у Павловской, где Варв[ара] Мих[айловна] пела и очень понравилась всем» (письмо к П. В. Чайковской от 12 марта 1887 г. — Полн. собр. соч., т. 14, с. 62—63).
12 Чайковский с 29 сентября по 8 ноября 1887 г. жил в Петербурге, где 20 октября состоялась премьера оперы «Чародейка». См. воспоминания В. П. Погожева, с. 158—163.
Об этом же периоде рассказывает Н. В. Салина в своих воспоминаниях «Сцена и жизнь»: «Ну вот я в Петербурге. Остановилась, как всегда, у своей консерваторской приятельницы — Соловьевой. Умылась, почистилась и побежала к Павловской. .. я в течение шести — восьми дней ходила к ней на обеды и перевидела много театральных лиц, из которых выделю П. И. Чайковского и Г. П. Кондратьева. Они были каждодневные гости Павловской. Кондратьев держал себя как „добрый папаша". Он говорил Павловской „ты", называя ее „Милей", „Милечкой", и меня сразу начал называть на „ты". Чайковский очень любил играть в винт и в эти несколько дней моего пребывания в Петербурге я часто была его партнершей.
Чайковский все время был в ровном, хорошем настроении. Мне казалось, что он, приходя к Павловской, отдыхал в уютной, теплой атмосфере, с милой хозяйкой во главе. А хозяйка не знала, чем и угодить своему гостю. Ее слова „Чаинька", „мой милый Чаинька" звучали дружески тепло. Иногда рука ее ласково касалась плеча, и в ответ получалась хорошая, добродушная улыбка Чайковского. Ах, эти несколько дней, проведенных мной у Павловской, никогда не забудутся» (ГЦММК, ф. 168, № 1, л. 100).