В. П. Погожев. Воспоминания о П. И. Чайковском (Комментарии)
Погожев Владимир Петрович (1851—1935) — офицер Семеновского полка, военный юрист, археолог; с 1881 г. чиновник дирекции императорских театров, в 1882—1907 гг. управляющий конторой петербургских театров; с 1908 г. служил в разных ведомствах; после Великой Октябрьской социалистической революции работал в различных учреждениях по музейному делу 387и статистике, писал статьи о театре и его деятелях. Почитатель творчества композитора.
Опубликовано: Чайковский. Воспоминания и письма/Под ред. Игоря Глебова.— Л., 1924, с. 13—38; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 69—132; изд. 2, с. 176—234; изд. 3, с. 177—235.
1 Автор ошибается, говоря о выходах Чайковского на вызовы публики в день премьеры «Мазепы» в Петербурге: Чайковский на премьере не присутствовал. По-видимому, описание манеры Чайковского кланяться публике относится к какому-то другому случаю. Ошибочно также утверждение об участии в спектакле Э. К. Павловской. На премьере роль Марии исполняла А. Б. Латернер.
2 Гибеллины — политическая партия в Италии XII—XV вв., поддерживавшая германских императоров и враждебная папской партии — гвельфам. Упоминание о вражде гибеллинов и гвельфов служит нарицательным выражением непримиримости позиций двух воюющих противников.
3 Увеселительные сады с ресторанами в Петербурге. В этих садах были лучшие театры, где давались симфонические концерты и шли оперные спектакли частных антреприз.
4 О. О. Палечек вспоминает: «При постановке каждой оперы Петр Ильич постоянно присутствовал на репетиции. На репетициях обыкновенно Чайковский делал самые мельчайшие указания, придираясь к каждой фразе, и, несмотря на установившееся мнение о его доброте, он был чрезвычайно строг. Э. Ф. Направник и я были его ближайшими помощниками. Мы втроем, совместно с исполнителями каждой партии, вырабатывали каждый шаг, каждый штрих, каждое движение. Мы руководствовались написанной музыкой, мы изучали характер ее, а потом уже ставили.
Но, должен вам сказать, доминирующее значение в постановке опер Чайковского имел он сам, автор-творец своих чудных мелодий. И я не ошибусь, если скажу, что его указания имели такое значение, что выходило, как будто он сам их ставил. Я не преувеличиваю значение их» (Солнце России, 1913, № 44, с. 8—9).
5 Иван Федорович Горбунов был известен как мастер устных комических рассказов, с которыми выступал в качестве автора и исполнителя. Знаток русского быта, русской песни, русской речи, Горбунов успешно создавал небольшие «сцены из быта». Так, им создан образ тупого и невежественного реакционера «генерала Дитятина».
Многие выражения Горбунова сделались крылатыми: их нередко употреблял В. И. Ленин в своих статьях, как например, фразу из рассказа «На почтовой станции»: «Кажинный раз на ефтом самом месте» (Полн. собр. соч., т. 30, с. 61—62; т. 36, с. 12; т. 42, с. 243; т. 43, с. 136; т. 49, с. 387 и 390).
6 Павел Исаевич Вейнберг выступал в спектаклях и проводил чтения отдельных сцен.
7 В это время в Лейпциге жили А. Д. Бродский с семьей и А. И. Зилоти, о которых Петр Ильич в письме к брату Модесту Ильичу писал 21 декабря 1887 г./2 января 1888 г.: «Если б не Бродский и Зилоти — умереть» (Поли, собр. соч., т. 14, с. 296).