В. П. Погожев. Воспоминания о П. И. Чайковском (Комментарии)
8 В письме к Ю. П. Шпажинской из Петербуга от 13 ноября 1888 г. Чайковский писал: «Был у Погожева. Вот что он мне сказал. Подобно мне, он находит в Вас серьезный талант; то же самое нашел и Потехин, которому Погожев показал пиэсу, не назвав автора. Но оба советуют, прежде чем вносить в комитет, подвергнуть пиэсу коренной переделке, т. е. из после- дования сцен, сшитых, как они говорят, на живую нитку, сделать настоящую комедию. В таком виде, как теперь, они говорят, что комитет пиэсу не пропустит» (Полн. собр. соч., т. 14, с. 591; в письме неверно указана дата — 12 ноября).
26 декабря этого же года писал ей: «А тут я еще Вас расстроил тем, что почти обещал Вам постановку „Змееныша", и потом пришлось так жестоко разочаровать Вас! Ради бога, простите мне все, в чем я, хотя и невольно, но все же глубоко виноват перед Вами. <...> Я хотел лишь дать Вам о себе весточку и сказать, что, несмотря на молчание, я постоянно думаю о Вас и искренно, глубоко сочувствую Вам!» (Поли. собр. соч., т. 14, с. 612—613).
Эти письма разъясняют ошибочность выводов, сделанных Погожевым относительно равнодушия Чайковского к неуспеху пьесы и охлаждения к автору ее.
9 Воспоминания М. К. Андерсон.
10 Партитура-манускрипт «Пиковой дамы» хранится в Центральной музыкальной библиотеке при Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде.
11 М. И. Фигнер вспоминает:
«Летом 1890 г. Петр Ильич гостил в нашем имении (Лобынское) Тульт ской губ[ернии] и проходил со мной и моим мужем Н. Н. Фигнером только что им написанную оперу „Пиковая дама", таким образом на мою долю выпала честь быть первой исполнительницей — создательницей роли Лизы.
Петр Ильич любил простор деревни, часами проводил он на балконе, любуясь ширью полей и лугов.
Вообще же заниматься с ним было одно наслаждение, он был такой мягкий, добрый, и работали мы с ним легко и без устали.
Первый спектакль „Пиковой дамы" состоялся 7 декабря 1890 г.
В декабре 1892 г. впервые шла „Иоланта", партия Иоланты тоже была иаписана для меня и была создана мною под руководством Петра Ильича.
Кроме этих опер, я пела еще партию Наташи в „Опричнике", которая мне сильно нравилась как музыкой, так и драматичностью сюжета» (рукопись воспоминаний М. И. Фигнер хранится в ГДМЧ, дм2, № 72).
12 Вот письмо В. П. Погожева к П. И. Чайковскому, хранящееся в архиве композитора (ГДМЧ, а4, № 3626):
15 декабря 90 СПб.
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать — пирожник!
Дорогой и высокоуважаемый Петр Ильич!
Каждый день собирался я исполнить данное Вам обещание изложить мои мысли относительно Вашей оперы, но мысли эти настолько разбросанны, туманны и несвязны, что я долго колебался: писать ли? Сумею ли я изложить то, что копошится в моей голове, так, что[бы] Вы могли уловить связь моих мыслей? и, наконец, не выйдет ли из моего писания анекдот, в котором самоучка механик серьезнейшим образом, долгие годы изобретал аппарат, давно всему миру известный?
Но слово дано, и я решаюсь!