И. Е. Букиник. Концерты П. И. Чайковского в Харькове
После обеда К. К. Горский обратился к Петру Ильичу с предложением: «Я приготовил ваши новые, только что выпущенные, произведения для скрипки с роялем: „Мелодию" и „Вальс-каприс"»1. Петр Ильич обрадовался и сказал: «Ну, давай, давай, сыграем». Он был в очень хорошем настроении. Горский взял скрипку, настроил ее, а Петр Ильич сел за рояль. Сыграли «Мелодию», стали играть вальс, но у Петра Ильича что-то не ладилось с аккомпанементом. Несколько раз прерывали, начинали вновь, что-то не ладилось, не выходило. Так и прекратили этот концерт. Петр Ильич закрыл рояль, встал и сказал с досадой: «Ну, какой из меня пианист, никудышный аккомпаниатор». После обеда я пошел домой переодеться, чтобы вечером быть в опере «Риголетто», так как Илья Ильич Слатин мне сообщил, что все они будут с Петром Ильичом в опере, следовательно, надо было быть непременно. Состав оперы был русско-итальянский: Джильду пела гастролерша Клямжинская (артистка Варшавской казенной оперы), Герцога — Димитреско, Риголетто — Виноградов и Спарафучиля — Фюрер.
Я пришел в театр задолго до начала. Когда театр наполнился до отказа, пронесся слух, что П. И. Чайковский будет в театре, и все с нетерпением ждали его приезда. Когда Петр Ильич появился в ложе, мигом вся публика встала и устроила ему невиданную овацию: минут десять все стояли, аплодировали ему. К публике присоединился и оркестр, сыграв троекратно туш, но его почти не было слышно.
Петр Ильич раскланивался во все стороны и несколько раз пытался сесть на свое место, [надеясь, что,] может быть, прекратятся овации, но они не прекращались, (а продолжались] все с той же силой. Наконец, занавес поднялся, и все утихло. Когда спектакль окончился, немедленно поднялся опять занавес и весь состав оперной труппы, вместе с дирижером Эммануэлем, приветствовали П. И. Чайковского, и публика провожала великого композитора тепло и дружно.
ВТОРАЯ РЕПЕТИЦИЯ
На другой день, 12 марта, в одинадцать часов утра состоялась вторая репетиция, в этой репетиции уже участвовал и военный оркестр для финала (увертюры] «1812 год» под управлением военного капельмейстера В. О. Катанского (окончившего Харьковское музыкальное училище) вместе с колоколами. Репетировала и оперная певица Тамарова (ария [Лизы] у Канавки из оперы «Пиковая дама»), а также и К. К. Горский (концерт для скрипки с оркестром в трех частях П. И. Чайковского). Репетиция продолжалась очень долго, около четырех часов. Петр Ильич все прилаживался к звучанию военного оркестра, колоколов; менял для них места, помещения, наконец решил военный оркестр поместить в следующей, соседней комнате, а колокола поместить за несколько комнат от зала. После репетиции с военным оркестром перешли к пению Тамаровой. Она пела очень хорошо. Петру Ильичу понравился ее голос, он остался доволен ее исполнением, поблагодарил ее и поцеловал руку. Менее удачной была репетиция в исполнении концерта Чайковского К. К. Горским. Репетировали все три части, но, по-видимому, К. К. Горский не хотел играть все части, а хотел играть только первую часть. Петр Ильич обещал ему исполнить это только в день концерта.
Репетиция 12 марта показала, что все исполнители к концерту готовы. Петр Ильич заявил, что больше репетиции не требуется, что завтра состоится генеральная репетиция, после чего 14 числа в два часа дня состоится симфонический концерт.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
После второй репетиции выяснилось, что все билеты на концерт 14 марта распроданы в один день, что спрос на билеты все время поступает, что широкая публика просит дать возможность побывать на концерте возможно большему количеству любителей музыки, студентам и учащимся. Тогда Петр Ильич предложил открыть доступ публике на генеральную репетицию по самым доступным ценам — по одному рублю за билет. Так и сделали. Генеральную репетицию назначили 13 марта в одиннадцать часов утра, по одному рублю на все места, и зал Дворянского собрания был переполнен. Никогда еще этот зал не видел в своих стенах столько народа. Чайковскому был устроен такой горячий прием, что концерт долго не могли начать. Петр Ильич заметно устал от этих приветствий. Генеральная репетиция-концерт состояла из двух отделений, исключительно из произведений П. И. Чайковского. Пишу сейчас всю программу генеральной репетиции, которая была исполнена на концерте 14 марта.