И. Е. Букиник. Концерты П. И. Чайковского в Харькове

Первое отделение

«Буря» (по драме Шекспира). Фантазия для оркестра, ор. 18. Исполнение этой фантазии вызвало настоящую бурю восторга. Публика неистово аплодировала. Недаром критика утверждает единодушно, что много композиторов пытались воплотить в звуках образы шекспировской «Бури», но только одному Чайковскому удалось успешно разрешить эту задачу.

После исполнения «Бури» К. К. [Горский] играл концерт для скрипки, ор. 35, все три части: a) Allegro moderato, б) Саnzonetta и в) Finale. Вслед за Горским выступала певица Тамарова, [исполнившая] арию Лизы из «Пиковой дамы».

Второе отделение

Симфония № 2 (c-moll), ор. 17.

Харьковская публика с особенным удовольствием слушала эту гениальную симфонию, в основу которой положены украинские народные песни, и особенно финал, построенный на вариациях плясового мотива «Журавель». После исполнения симфонии выступил преподаватель музыкального училища по классу пения Нувель-Норди. Он спел романсы под аккомпанемент рояля: «Ни слова, о друг мой», «Средь шумного бала» и «О дитя». В заключение этой репетиции и концерта была исполнена торжественная увертюра «1812 год» с военным оркестром и колоколами. Публика осталась очень довольной, много аплодировала, и Петр Ильич выходил несколько раз на вызов. Вдруг выступила какая-то женщина из публики и с места обратилась с приветствием к Петру Ильичу, благодарила его за чудесный концерт, который для харьковской публики, как она сказала, был большим культурным подарком. Она сказала, что тот, кто присутствует на этом концерте, никогда не забудет его. Она благодарила Петра Ильича за то, что он сделал доступным для широкой публики эту репетицию, которая была проведена, как самый лучший концерт.

КОНЦЕРТ

Долгожданный концерт состоялся 14 марта 1893 года в два часа дня в зале Дворянского собрания. Это был настоящий праздник. Зал и эстрада [были] декорированы живыми цветами и тропическими растениями. На эстраде пройти было негде, с большим трудом разместили вдвое против обычного увеличенные оркестр и хор оперного театра. Мы были так взволнованы предстоящим концертом, что долго не могли устроиться, собраться, соответственно себя настроить. Я с дрожью душевной ожидал начала концерта. Начался он необычно, исключительно триумфально. Петр Ильич во фраке с белым гастуком вошел на эстраду незаметно, скромно и стал пробираться к своему месту. Публика заметила его раньше, чем заметил оркестр. Публика зааплодировала, кричала «ура, браво, привет великому композитору, привет нашему гостю», и все аплодировали и аплодировали. Оркестр, стоя, и хор исполнили «Славу» из первого акта оперы «Мазепа». Приветствия публики не прекратились после «Славы», и весь зал, и эстрада — все было обращено к Петру Ильичу, который стоял около дирижерского пульта, немного бледный, опираясь рукой на стул, и смотрел прямо перед собой. Несколько раз он поклонился, и это вызвало еще большее приветствие. Наконец он поднялся на подмостки своего пульта, в зале стало тише, мы приготовились уже начинать играть, но оказалось, (что] до начала концерта еще далеко. Вдруг на эстраду поднялся член музыкального общества Велитченко и прочел адрес Петру Ильичу от имени дирекции музыкального общества. Адрес этот публика, оркестр и хор выслушали стоя. Вот его текст:

«Глубокоуважаемый Петр Ильич, как представители Харьковского отделения Русского музыкального общества мы выступаем здесь перед Вами прежде всего от его имени с сердечным „добро пожаловать", с горячим приветом и с выражением глубокой и живейшей признательности за ту любезную готовность, с которой Вы изъявили согласие стать гостем Харьковского отделения, приняв на себя управление его оркестром в настоящем симфоническом собрании. Со свойственной Вам отзывчивостью к нуждам русских музыкальных учреждений, с обычным теплым участием в их судьбе, с добрым желанием содействовать их преуспеванию Вы откликнулись на наш призыв, и за это примите наше искреннее спасибо. Ваш приезд составляет, однако, событие не только в жизни того скромного учреждения, во главе которого мы имеем честь состоять,— он является истинным торжеством и для всех присутствующих здесь поклонников Вашего музыкального гения, Вашей неутомимой, изумительной расторопной творческой деятельности и всего созданного для русской музыки этой деятельностью. Да позволено же будет нам приветствовать Вас и от их лица! Сейчас грянет оркестр, и заструится широким и вольным потоком чистый родник пленительных звуков, и переполнит нас трепетом высокохудожественного наслаждения, той чистой, сладостной радостью, тем восторгом, теми возвышенными чувствами, которые способно возбуждать в человеке лишь истинное искусство. Привет же и слава Вам, вдохновенному творцу этих звуков, наш неподражаемый, высокоталантливый художник, честь, гордость и украшение нашей страны».

← в начало | дальше →