И. Е. Букиник. Концерты П. И. Чайковского в Харькове

Все были очарованы Петром Ильичом. Он был так прост, так близок по-человечески, [так] хорошо все рассказывал. Как-то хорошо все у него выходило. И о серьезном, и о мелочах говорил и слушал так, что он все время был центром внимания. Мы, музыканты, конечно, больше всего интересовались его творчеством, как он пишет, как творит, какие у него планы на будущее. Петр Ильич рассказал, что ему предлагали написать оперу о пугачевском восстании по «Капитанской дочке» Пушкина. Эта тема его очень привлекала, но он вынужден был отказаться по цензурным соображениям. Никогда цензура не пропустила бы в оперу образ Пугачева. По этим соображениям он отказался и от тургеневского сюжета «Накануне», как от очень близкого нашему времени события.

Много рассказывал Петр Ильич о своей работе над «Евгением Онегиным», тему которого дала ему известная оперная певица, профессор Московской консерватории [Е. А. Лавровская]. Рассказывал о своей работе над оперой «Чародейка», где оперная певица Павловская отказалась петь главную партию, а затем взяла свои слова обратно и чудно пела и играла Чародейку. Очень жаль, что я тогда же не записывал всех мыслей, которые высказывал Петр Ильич. За сорок лет очень многое, к сожалению, уже ускользнуло из памяти... Обед этот продолжался немного больше двух часов.

Для меня и для всех присутствующих это был, собственно, не обед, а незабываемые часы интересного общения с великим композитором и с великим человеком.

УЧЕНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ В ПРИСУТСТВИИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

На другой день, 15 марта 1893 года, в одиннадцать часов утра Петр Ильич посетил музыкальное училище. В сопровождении И. И. Слатина Петр Ильич обошел все классы, познакомился с оборудованием школы, осмотрел беккеровский рояль, на котором играл великий Антон Григорьевич Рубинштейн. Петр Ильич ознакомился с программой ученического концерта. И. И. Слатин и преподаватели рассказывали ему об успехах школы и лучших ее учениках и просили его прослушать исполнение учащихся и дать им свою оценку. Петр Ильич охотно согласился, все направились в зал, где лучшие ученики школы дали концерт из двух отделений по следующей программе:

Первое отделение

Симфония № 1 (C-dur) Бетховена. Первую часть исполнил симфонический оркестр под управлением И. И. Слатина исключительно из учеников школы, где я, как бывший ученик, уже окончивший, принял участие в качестве первого концертмейстера. «Рассвет» — дуэт, музыка П. И. Чайковского — исполнили ученицы Жмурина и Мецнер (класс преподавателя Мотте). Концерт для скрипки (e-moll) Ф. Давида. Первую часть исполнил ученик Фельд (класс К. Горского), Вариации Тальберга исполнила ученица Зильберт (класс Геники), «Благословляю вас, леса» П. И. Чайковского исполнил ученик Ро- стунов (класс Нувель-Норди). Концерт для виолончели Голь- термана исполнил ученик К. Клечковский (класс Глазера), соло (для] кларнета Баха исполнил ученик Поташников (класс Гека), первую часть концерта Бетховена с аккомпанементом оркестра исполнила ученица Некуатова (класс Слатина).

Второе отделение

Интродукцию-каденцию Adagio [из] Четвертого концерта Вьетана исполнил ученик Китерман (класс Горского), «Подвиг» П. И. Чайковского и романс Давыдова исполнила ученица Мецнер (класс Мотте), Andante для гобоя Грандвеля исполнил ученик Грошев (класс Гека), Pezzo capriccioso П. И. Чайковского для виолончели исполнил Колниболоцкий (класс Глазера), Chacona Баха — Ренчицкого исполнил ученик Тензицкий (класс Шульц-Эвлера), Serenade melancolique П. И. Чайковского исполнил ученик Круссер (класс Горского), романс П. И. Чайковского исполнила ученица Курочкина (класс Мотте) Capriccioso Мендельсона с оркестром исполнил ученик Луценко (класс Шульц-Эвлера). Петр Ильич остался очень доволен исполнением учеников музыкального училища, благодарил директора И. И. Слатина и преподавателей за хорошее исполнение и постановку музыкального воспитания в школе, которое, по-видимому, ведется правильно, а также благодарил и некоторых отличившихся учеников этого концерта и пожелал им еще больших успехов. В это время из фотографии [А. К- Федецкого] принесли снимки Петра Ильича, он был очень изумлен, что так быстро и так хорошо исполнено. Петр Ильич выбрал самый лучший снимок, сделал на нем надпись своей рукой: «На память музыкальной школе от Петра Ильича Чайковского. 15 марта 1893 года». Этот портрет в увеличенном виде до сих пор висит на почетном месте в зале Харьковской консерватории.

ОТЪЕЗД П. И. ЧАЙКОВСКОГО

И в этот день в девять часов вечера П. И. Чайковский уехал из Харькова. Проводы его были еще более торжественными, нежели встреча. Провожавших было больше, чем встречавших. Были члены музыкального общества в полном составе, очень много публики. Петру Ильичу было преподнесено много цветов. Вначале он принимал букеты сам, затем передавал проводнику, который вносил [их] в вагон охапками... На перроне столпилось столько народу, что пройти было некуда провожающей публике. Перед отходом поезда Петр Ильич поднялся на площадку, раскланялся с провожавшими, зашел в вагон. Публика, когда тронулся поезд, бежала за вагоном, где был Петр Ильич, и бросала вслед цветы. Вдруг окно отворилось, и Петр Ильич послал воздушный поцелуй, а вагон все удалялся. В тот же день и я уехал в Сумы. Рассказал преподавателям и ученикам о моих встречах с Петром Ильичом, о своих впечатлениях, о его обаятельной личности, о своем счастье, что мне пришлось встретиться и играть под его управлением и руководством, о своей гордости, которую я испытываю до настоящего времени.

← в начало | дальше →