Вольфганг Амадей Моцарт

Родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге, Первым его учителем был отец, хороший для своего времени музыкант — Леопольд Моцарт. Пяти лет мальчик был уже блестящим клавесинистом. Шести лет он совершил вместе с отцом и старшей сестрой — выдающейся клавесинисткой — поездку в Вену, а затем свое первое концертное турне по городам Европы. Выступления маленького музыканта всюду проходили с триумфом. Моцарту было двенадцать лет, когда он написал для Вены свою первую оперу «Притворная простушка».

Однако время шло — Моцарт из чудо-ребенка превратился в юношу. Интерес публики к его выступлениям стал охладевать.

За годы скитаний Моцарту не удалось найти постоянного места службы. С 1774 года начинается самая тяжелая пора его жизни — период рабской зависимости от зальцбургского архиепископа, в капеллу которого он вынужден был поступить. Гениальный композитор оказался на положении полу-слуги. Он должен был сносить невежество и грубость архиепископа, мог писать только по его заказу, не имел права отлучаться без спроса. И, тем не менее, в эти годы широко развертывается дарование композитора. Он пишет музыку самых разнообразных жанров: сонаты, концерты, симфонии, пьесы для различных инструментов, танцы, серенады. Но все это не удовлетворяло Моцарта, он мечтал об опере. В условиях зальцбургского княжества это было неосуществимо. В 1777 году композитору удалось добиться отпуска. Он уезжает в Париж Но Париж этих дней был увлечен борьбой «глюкистов» и «пиччинистов». На молодого музыканта никто не обратил внимания, и он, ничего не добившись, вынужден был вернуться в Зальцбург.

Прошло два года. Моцарту снова удается вырваться — на этот раз в Мюнхен. Он пишет для мюнхенского театра оперу «Идоменей» (1780). В ней Моцарт обобщил достижения существовавших в то время оперных школ. Правда, он еще не достиг полного единства стиля. Но по силе драматической выразительности, богатству оркестровки опера эта является значительным достижением композитора. Постановка «Идоменея» сыграла большую роль в его судьбе. Композитор, наконец, поверил в свои силы: он порвал с архиепископом и поселился в Вене. Началась жизнь, полная лишений и тяжелого труда, но композитор был счастлив своей свободой и переживал огромный творческий подъем.

В первый же год он сочинил по заказу Венского театра комическую оперу «Похищение из сераля» (1782). На этот сюжет ранее было написано несколько зингшпилей. Либреттист Моцарта — Готлоб Стефани по его просьбе переработал существующее либретто, добившись большего жизненного правдоподобия положений и образов. Моцарт использует в «Похищении из сераля» все существующие оперные формы, органически сочетая приемы серьезной и комической оперы и тем самым достигая правдивости обрисовки образов.

Композитор утверждает в своем творчестве принципы реалистического искусства, смело нарушает установившиеся традиции и каноны. Замыслы Моцарта оказываются слишком смелыми для его времени. Это осложняет взаимоотношения композитора с официальными кругами, от которых зависело его благосостояние. Но интересы искусства всегда были для Моцарта превыше всего.

«Слишком много нот, мой дорогой Моцарт»,— сказал однажды композитору император Иосиф II по поводу «Похищения из сераля». «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество»,— ответил Моцарт. Неумение и нежелание раболепствовать перед «высокими покровителями искусства», большое чувство человеческого достоинства не пришлись по вкусу императору и высшей знати. Моцарт оказался на положении композитора, «неугодного двору».

В 1786 году Венский театр поставил новую оперу Моцарта по комедии Бомарше «Свадьба Фигаро». В произведении Бомарше композитора привлекла смелая новизна и значительность темы — борьба человека из народа за свое право на счастье,— яркость и реализм образов, стремительность действия.

«Это — революция в действии»,— отозвался Наполеон о «Свадьбе Фигаро» Бомарше. И, действительно, в преддверии французской буржуазной революции сатирическая комедия Бомарше воспринималась как яркое обличение порядков и нравов абсолютистской Франции. Пьеса Бомарше была запрещена в Австрии цензурой. Либреттисту Моцарта — Лоренцо да Понте пришлось несколько смягчить социальную заостренность сюжета.

Однако то, что оказалось затушеванным в либретто, нашло яркое отражение в музыке. Моцарт создает реалистические, социально четкие характеристики героев. Противопоставление умного, смелого и деятельного слуги ограниченному и развращенному бездельнику-графу нашло близкий отклик в душе самого Моцарта.

«Свадьба Фигаро» явилась новым этапом в истории оперы.

Впервые оперное либретто, взятое из реальной действительности отличалось такой глубокой содержательностью.

Традиционные оперные герои превратились в живых людей с естественными чувствами и страстями.

Так практически сложилась оперная реформа Моцарта. Он не декларировал ее, как это сделал, например Глюк, но она, тем не менее, сыграла решающую роль в истории развития западноевропейской оперы.

Постановка «Свадьбы Фигаро» в Вене прошла с огромным успехом. Однако опера не понравилась императору и вскоре была снята с репертуара. Подлинным триумфом Моцарта была постановка «Свадьбы Фигаро» в Праге. Более демократическая аудитория Праги высоко оценила творчество гениального композитора. Из Праги же Моцарт получил заказ на новую оперу. Так в 1787 году возникло еще одно гениальное творение Моцарта — «Дон Жуан».

Композитор обратился к старинной народной легенде о «севильском обольстителе» и на ее основе создал подлинно новаторское произведение — психологическую драму, полную больших человеческих страстей и драматических столкновений характеров.

В «Дон Жуане» Моцарт с чисто шекспировской силой смешивает трагическое и комическое.

Постановка «Дон Жуана» в Праге (1787) была встречена с огромным воодушевлением.

Вслед за «Дон Жуаном» летом 1788 года были написаны три симфонии — ми-бемоль мажорная, соль минорная и до мажорная — вершины инструментального творчества Моцарта. В этих симфониях он оставил далеко позади всех своих предшественников.

Последними значительнейшими произведениями Моцарта были народная сказочная опера «Волшебная флейта» и заупокойная служба «Реквием». Опера «Волшебная флейта» была закончена в 1791 году, незадолго до смерти композитора, и тогда же поставлена в одном из венских театров. В ней Моцарт продолжает традиции национального немецкого зингшпиля. Светлая и жизнерадостная музыка оперы не уступает по своей художественной значимости лучшим созданиям Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене. «Реквием» по оставшимся черновикам был дописан учеником великого композитора — Зюсмайером.

Моцартом написаны 23 оперы, более 40 симфоний и множество других разнообразных сочинений.

Творчество великого австрийского композитора, богатое высокими идеями и чувствами, глубоко демократично. П. И. Чайковский писал о Моцарте: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок. Трудно передать, в чем состоит его благотворное действие на меня, но оно несомненно благотворно, и чем дольше я живу, чем больше знакомлюсь с ним, тем больше люблю его».