Александр Николаевич Серов
Родился 11 января 1820 года в Петербурге, в семье чиновника. По настоянию отца, мечтавшего о чиновничьей карьере сына, поступил в Училище правоведения, которое окончил с отличием в 1840 году. В годы пребывания в училище Серов со страстным увлечением занимался музыкой, обучаясь игре на фортепиано и виолончели у Кнехта и К. Шуберта. Служба в Министерстве юстиции, куда Серов поступил по окончании Училища, тяготила его. Он, по собственному признанию, «вместо сенатских записок, по-часту сидел за генерал-басом».
Огромное влияние на музыкальное развитие Серова оказали его встречи с Глинкой. Творческое общение с великим русским композитором, серьезное и углубленное изучение «Ивана Сусанина» и других бессмертных творений Глинки способствовали выработке взглядов Серова на музыкальное искусство. В своей последующей музыкально-критической деятельности он стал провозвестником передовых идей народности и реализма в музыке. Пламенный патриот, беззаветно любящий русский народ и родное искусство, Серов стал самоотверженным борцом против реакционной критики. Он боролся за утверждение и развитие русской национальной музыкальной культуры, против лакейского низкопоклонства перед Западом. В своей многосторонней публицистической деятельности замечательный критик опирался на передовую эстетику Белинского и Чернышевского.
Всецело посвятив себя музыке, Серов, в конце концов, оставил службу и вынужден был вести трудную жизнь, полную материальных лишений и изнурительной борьбы.
В многочисленных публицистических выступлениях, составивших эпоху в развитии русского музыковедения, Серов горячо ратовал за передовое, высокоидейное музыкальное искусство, близкое и понятное широким кругам слушателей, народное по своему духу, реалистически правдивое по содержанию. Выдающийся русский музыкальный критик горячо поддерживал новое, прогрессивное, смело выступал против старых, обветшалых канонов. Следуя заветам Глинки и Даргомыжского, Серов вел борьбу за жизненно правдивую, народную, национально-самобытную оперу, такую, как «Иван Сусанин» Глинки и «Русалка» Даргомыжского. Он боролся за истинно демократическую, понятную и близкую народу музыкальную драму, в которой бы органически сочетались поэзия, музыка и драма. Серов твердо отстаивал реалистические принципы программности инструментальной музыки.
Наряду с музыкально-критической деятельностью Серов много времени и сил уделял творчеству. Мысли его были устремлены к созданию оперы. В 1845—1846 годах он задумывает комическую оперу «Мельничиха в Марли», оставшуюся неоконченной. Незавершенной осталась и другая комическая опера — «Майская ночь» (1852—1853), по одноименной повести Гоголя.
Первая опера, поставленная на сцене и принесшая своему создателю широкое признание как композитору, — «Юдифь» (1861— 1863). На основе библейской легенды композитор создал народно- героическую оперу, воспевающую величие самоотверженного подвига во имя народа. Развернутые народные сцены, героическая приподнятость образов обеспечили большой успех «Юдифи» у слушателей. Молодой Чайковский положительно оценил первую оперу Серова.
Вместе с тем «Юдифи» присущи и значительные недостатки — отсутствие настоящей психологической глубины в разработке характеров, поверхностный мелодраматизм.
Вторая опера — «Рогнеда» (1863—1865) — еще больше упрочила славу композитора. Ее премьера прошла с выдающимся успехом. В «Рогнеде» Серов стремился создать русскую национальную музыкальную драму. На материале древнерусского предания он задумал изобразить борьбу христианства с язычеством, в победе христианства — раскрыть идею утверждения русской государственности. Однако этот замысел остался не воплощенным в жизнь. Несмотря на ряд несомненных музыкальных достоинств партитуры (великолепные хоры, использование русских народных песен, отдельные яркие и выразительные арии, например, знаменитая варяжская баллада Рогнеды), опера в целом осталась далека от идеалов музыкальной драмы, пропагандируемых Серовым-критиком. Внешне эффектные сцены и эпизоды в духе «большой» оперы оттеснили на задний план важную и значимую идею «Рогнеды».
Лучшим созданием Серова является его последняя, посмертная опера «Вражья сила». В упорных поисках сюжета из русской народной жизни композитор, в конце концов, остановил свой выбор на драме А. Н. Островского «Не так живи, как хочется». По его предложению великий русский драматург сам написал либретто. Стремясь к созданию реалистической, народной трагедии, композитор отверг благополучную развязку пьесы. Это вызвало крупные разногласия, а затем разрыв между Серовым и Островским. В результате последние два действия либретто были по плану композитора переработаны П. Калашниковым и А. Жоховым.
«Вражья сила» — правдивая, сильная, художественно выразительная музыкальная драма, овеянная животворным дыханием русской народной песенности. Образы оперы ярки, выпуклы, каждый кз них — психологически глубоко и разносторонне разработанный характер. Чрезвычайно сочно и колоритно написаны народные сцены. Скоропостижная смерть от разрыва сердца прервала работу композитора над этой оперой. «Вражья сила» после смерти Серова была закончена его женой В. Серовой — талантливым композитором и Н. Соловьевым.
Выдающийся русский музыкальный критик и композитор Александр Николаевич Серов умер 21 января 1871 года в Петербурге.