Пётр Ильич Чайковский
Родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске. Дед его был врачом по образованию, отец — выдающимся горным инженером. Культурные интересы семьи Чайковских (в особенности, в области театра и музыки) во многом определили развитие будущего композитора. С самого раннего детства он узнал и глубоко полюбил русскую народную музыку.
Десяти лет Чайковский поступает в петербургское Училище правоведения и кончает его в 1859 году. Среди сильнейших впечатлений этого времени — посещение 22 августа 1850 года оперы «Иван Сусанин», навсегда оставшейся его любимой оперой. В юные годы Чайковский воспринимает влияния передовой русской литературы, знакомится с произведениями Пушкина, Гоголя, Островского, Некрасова, вдохновляется идеями русского просветительства.
Музыкальное дарование, рано пробудившееся в мальчике, получает систематическое развитие, начиная с 1861 года, когда Чайковский поступает в Музыкальные классы Русского музыкального общества, годом позже преобразованные в первую русскую консерваторию. В предельно короткий срок он овладевает композиторской техникой и в декабре 1865 года кончает Петербургскую консерваторию с отличием.
Последующие одиннадцать лет жизни и творчества Чайковского тесно связаны с Москвой и Московской консерваторией, профессором которой он стал в 1866 году. Дружеские отношения с Н. Г. Рубинштейном, первым исполнителем и неутомимым пропагандистом многих его произведений, с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым и Н. А. Римским-Корсаковым, с В. Ф. Одоевским, А. Н. Островским, JI. Н. Толстым, с видными московскими музыкантами, артистами и поэтами создают благоприятную обстановку для многосторонней художественной деятельности Чайковского. В эти годы композитор создает оперы «Воевода» (1867—1868; уничтожена автором, восстановлена в наше время по сохранившимся материалам), «Ундина» (1869; уничтожена автором), «Опричник» (1871—1872), «Кузнец Вакула» (1874) и «Евгений Онегин» (1877—1878), балет «Лебединое озеро», четыре симфонии, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», фантазии для оркестра «Буря» и «Франческа да Римини», 1-й фортепианный концерт, три струнных квартета, романсы, пьесы для фортепиано, составляет сборник русских народных песен.
Страстный протест против несправедливости и гнета, горячая любовь к жизни, глубокое и всестороннее раскрытие человеческих переживаний характерны для этих произведений, русских по духу и колориту. Одновременно Чайковский выступает как музыкальный критик, ведет большую педагогическую работу.
В 1877—1884 годах композитор, оставив преподавание, подолгу живет у своей сестры на Украине, много времени проводит в Италии, Швейцарии. В годы странствий им написаны оперы «Орлеанская дева» (1878—1879) и «Мазепа» (1881—1883), «Итальянское каприччио» и три сюиты для оркестра, торжественная увертюра «1812 год», скрипичный и 2-й фортепианный концерты, трио «Памяти великого художника» и другие произведения.
В 1885 году Чайковский поселяется около города Клина под Москвой, возобновляет деятельное участие в московской музыкальной жизни. С 1887 года начинаются артистические поездки композитора, превратившиеся в триумфальное шествие русской музыки по городам мира. Чайковский дирижирует своими произведениями в Праге, Лейпциге, Берлине, Гамбурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке.
В 1885 году Чайковский перерабатывает оперу «Кузнец Вакула», дав ей новое название «Черевички», позднее пишет оперы «Чародейка» (1885—1887), «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», создает симфонию «Манфред», 5-ю и 6-ю симфонии, струнный секстет, романсы, пьесы для фортепиано и другие произведения. Русская действительность находит в его творчестве этих лет глубокое, философски обобщенное выражение.
Среди новых дружеских связей Чайковского особенно значительны его сердечные отношения с А. П. Чеховым и русскими композиторами молодого поколения — С. В. Рахманиновым, А. К. Глазуновым, М. М. Ипполитовым-Ивановым, А. С. Аренским, испытавшими сильное и плодотворное влияние Чайковского.
Гениальный русский композитор умер в Петербурге, 25 октября 1893 года, застигнутый смертью в разгаре новых творческих замыслов.
Созданные Чайковским оперы разнообразны по темам и музыкально-драматическому складу. В одних преобладает мягкая лирика, в других ярко выражен глубокий интерес композитора к потрясающим, трагическим событиям. Всем им свойственна высокая человечность. Своих любимых героев композитор воплощает с необыкновенной жизненностью и полнотой, проникая в самые глубины человеческой души. Психологический реализм достигает в операх Чайковского непревзойденной вершины. Сохраняя и углубляя выразительность арий и вокальных ансамблей, композитор одновременно усиливает роль оркестра, поручая ему раскрытие душевного мира героев. Полное выражение симфонизация оперы получила в «Пиковой даме», являющейся, как и «Евгений Онегин», одним из лучших творений Чайковского и одной из наиболее значительных опер во всей истории музыки.