Камерно-инструментальная музыка
Чайковский создал сравнительно небольшое количество сочинений для инструментальных ансамблей: три струнных квартета (не считая одного раннего, написанного в годы учения в консерватории и не получившего порядкового номера), фортепианное трио и струнный секстет. Но значение этих сочинений композитора в его творческом наследии и в истории русской музыки огромно. Именно творчество Чайковского и Бородина явило первые зрелые и истинно национальные камерные ансамбли.
Лето 1865 года Пётр Ильич, еще будучи учеником Петербургской консерватории, провёл на Украине, в Каменке, в семье своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. Там он записал народную песню, которую напевали работавшие в саду женщины. Эта песня зазвучала в струнном квартете, который он сочинил, вернувшись осенью в Петербург. Этот квартет, как уже говорилось, не получил номера, при жизни Чайковского не издавался, сохранилась лишь его первая часть. Удивительно, что в этом первом квартетном опусе, да и вообще в одном из первых сочинений Чайковского - ученика консерватории проявились черты, характеризующие не только всё дальнейшее квартетное творчество, но и всю сферу камерных ансамблей этого композитора. Мы говорим об обращении к народно-песенному материалу и его свободном использовании, а также глубоком лиризме камерных произведений Чайковского.
Три струнных квартета созданы Чайковским в течение одного пятилетия (1871-1875 годы). Первый из них быстро стал знаменитым и едва ли не наиболее исполнявшимся при жизни композитора сочинением, особенно его медленная часть - Анданте кантабиле на тему народной песни "Сидел Ваня на диване". Музыка квартета, при всей демократичности идеи, отличалась подлинной симфоничностью развития, крупными масштабами (достаточно сравнить Первый квартет и Первую симфонию Чайковского). Второй квартет, который, кстати сказать, относился к числу любимых произведений самого автора, также сочетает народно-жанровое и лично-лирическое начала. Это одно из самых светлых, жизнерадостных, жизнеутверждающих созданий Петра Ильича.
Совсем иной Третий квартет. Поводом к его сочинению стала смерть замечательного скрипача, возглавлявшего квартет Московского отделения русского музыкального Общества, первого исполнителя двух первых квартетов Чайковского - Фердинанда Лауба. Чайковский восхищался его талантом, писал о нём в своих статьях, близко дружил с ним. Третий квартет - единственный камерно-ансамблевый цикл композитора, не соприкасающийся с народно-песенной сферой. Здесь, едва ли не впервые в творчестве Чайковского, встает проблема жизни и смерти, столь значительная для всего последующего творчества композитора. После создания Третьего квартета Чайковский к жанру квартета не обращался.
Сочинение Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1882), связано также со смертью близкого друга Чайковского - Николая Григорьевича Рубинштейна. Трио имеет посвящение "Памяти великого художника". Чайковский не любил сочетание фортепиано и струнных инструментов, однако именно для такого состава, наверное, с мыслью о Рубинштейне - пианисте, создал выдающийся ансамблевый цикл. Значительность содержания, монументальность, большие масштабы позволяют думать об этом Трио как о своего рода камерной симфонии.
И, наконец, последнее произведение для инструментального ансамбля - секстет для струнных, созданный на рубеже 80-90 годов и получивший название "Воспоминание о Флоренции". Эта музыка связана с более ранними ансамблями Чайковского - в ней также сочетаются жанрово - бытовые истоки (причем итальянские мотивы сменяются русскими) и напряженное лирико-драматическое содержание. Общий колорит светлый, финал жизнеутверждающий. Но это - музыка, написанная после "Пиковой дамы", это - уже поздний Чайковский.
Л. З. Корабельникова