Концерты и концертные пьесы

  • Первый концерт для фортепиано с оркестром →
  • Вариации на тему рококо →
  • Концерт для скрипки с оркестром →
  • Концертный зал Государственного дома-музея П. И. Чайковского в Клину - кликните по картинке! "Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич", - радостно сообщал своим друзьям весной 1875 года Сергей Иванович Танеев. Разумеется, он знал, что к этому времени уже были созданы все пять концертов для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна - некоторые из них превосходны - однако написал "первый русский". Молодой Чайковский уловил то важное, но так трудно выразимое словами, что делает сочинение в том или ином жанре национальной классикой, как стали классикой польской музыки фортепианные концерты Шопена или норвежской - знаменитый концерт Грига.

    Жанр концерта для одного инструмента с оркестром очень привлекал Чайковского. Своего рода "борьба" между солистом и оркестром, их соревнование открывали, по его словам, бездну соблазнительных для композитора комбинаций. Многое роднит концерты Чайковского с его же симфониями: монументальность форм, их масштабность, интенсивное развитие музыкальных образов, наконец, огромная роль оркестра. Концерты - три фортепианных и скрипичный, "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром - отличаются светлым, жизнеутверждающим характером, многое в них звучит торжественно - празднично.

    Первый фортепианный концерт Чайковского, быстро завоевавший популярность и до сего дня остающийся одним из самых широко известных инструментальных сочинений этого композитора, отделяют от Третьего, созданного в год смерти, почти два десятилетия. Кроме концертов, Петр Ильич сочинил также Концертную фантазию для фортепиано с оркестром.

    Обложка прижизненного издания Концерта для скрипки с оркестром, Op. 35 Все концерты и концертные пьесы Чайковского связаны с именами выдающихся музыкантов - исполнителей (Бюлов, Бродский, Фитценхаген, Брандуков). Отношения с ними и особенно их отношение к созданиям Петра Ильича лучше всего показывают необычность, новизну этих произведений. Николаю Григорьевичу Рубинштейну показался трудным, неисполнимым, непривлекательным Первый концерт (вскоре, впрочем, он стал его блестящим исполнителем, и Второй посвящен ему). Знаменитый скрипач, профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр по тем же причинам забраковал скрипичный (Концерт для скрипки оркестром), и его первым исполнителем стал молодой музыкант Адольф Бродский. Ныне этот концерт входит в репертуар чуть ли не всех скрипачей мира. Концертная фантазия (1884-й год), сыгранная Танеевым, впоследствии прекрасно зазвучала в исполнении Софии Ментер, которой и посвящена.

    Непросто складывалась судьба Вариаций на тему рококо: при жизни Чайковского ни один виолончелист кроме друга композитора, профессора Московской консерватории Вильгельма Фитценхагена, которому посвящены Вариации и к советам которого прибегал автор, их не играл.

    Как и другие жанры творчества Чайковского, концертный жанр оказал огромное влияние на композиторов следующих поколений - достаточно вспомнить фортепианные концерты Рахманинова или скрипичный Глазунова.

    Л. З. Корабельникова


    КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 2, Ор. 44, соль мажор. Запись в mp3

    Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Рихард Краус, солист Шура Черкасский. Запись 1956 года.

  • I часть
  • II часть
  • III часть