Рихард Вагнер

Родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Раннее детство его прошло в семье отчима — актера Людвига Гейера. В детстве он увлекался театром и литературой. Уже будучи студентом лейпцигского университета, юноша начинает серьезно заниматься музыкой. К этому времени относятся его первые сочинения. В 1834 году Вагнер приступает к работе в городском театре Магдебурга. В этом же году он пишет сказочно-романтическую оперу «Феи» (по пьесе Гоцци «Женщина-змея»). К моменту ее окончания композитор охладевает к немецкой романтической опере и выступает в печати с критикой этого жанра. Для Вагнера начинаются годы исканий.

В 1835 году он пишет оперу «Запрет любви» по комедии Шекспира «Мера за меру», в стиле итальянской комической оперы. В 1836 году она была поставлена, но неудачно, и снята с репертуара.

Следующее сочинение Вагнера — опера «Риенци» (1838—1840) на сюжет романа Булвер-Литтона «Риенци, или Последний трибун» написана в стиле «большой» парижской оперы. Однако композитор разочаровывается и в этом жанре. Он пишет ряд статей, резко критикующих «большую» оперу.

Глубоко неудовлетворенный состоянием современной ему буржуазной оперы, царящими в ней рутиной и штампами, Вагнер мечтает о реформе оперного жанра, о создании большого монументального спектакля, объединяющего в себе несколько видов искусства — музыку, литературу и театр. Такой спектакль («музыкальная драма»), по мнению Вагнера, будет обладать настолько огромной силой воздействия, что сможет стать мощным орудием социального переустройства общества.

Идеалом Вагнера является сочетание в одном лице композитора и драматурга. Начиная с оперы «Риенци», он сам пишет либретто всех своих опер.

В 1842 году Вагнера приглашают на должность дирижера в Дрезденский театр. Здесь ставит он «Риенци» и новую свою оперу — «Летучий голландец», написанную в 1841 году в Париже. «Летучий голландец» — первая опера, в которой частично воплощаются реформаторские замыслы композитора. Идея оперы — искупление греха через жертвенную любовь,— будет затем положена в основу ряда последующих опер Вагнера.

Начиная с «Летучего голландца», композитор широко использует прием музыкальной характеристики, получивший название «лейтмотива» («лейт» — ведущий). При помощи лейтмотивов, характеризующих действующих лиц, предметы и даже отвлеченные понятия, раскрывается смысл происходящего на сцене, мысли и чувства героев, предвосхищаются дальнейшие события. Вагнер первый широко использовал лейтмотивы, возведя их в принцип музыкального развития.

В своих сочинениях сороковых годов композитор обращается к легендарным рыцарским сюжетам, увлечение которыми было широко распространено в эти годы среди немецких художников. Таковы «Тангейзер» (1843—1845) и «Лоэнгрин» (1845—1848). В этих произведениях он также стремится воплотить свою реформу, не порывая в то же время с лучшими оперными традициями.

В годы, предшествующие революции 1848 года, неудовлетворенность положением художника в капиталистическом обществе приводит Вагнера к мысли о необходимости общественного переустройства. Он принимает участие в революции и после подавления Дрезденского восстания 1849 года скрывается в Швейцарии от преследования правительства. В первые годы эмиграции он пишет статьи: «Искусство и революция», «Искусство будущего», «Опера и драма», в которых ратует за искусство для всего народа. В этих статьях композитор формулирует свою оперную реформу.

К годам эмиграции относится начало работы над тетралогией по мотивам германо-скандинавского эпоса, в которой должна была найти полное воплощение оперная реформа. По первоначальному замыслу, в основу тетралогии была положена идея развенчания «власти золота» (капитализма). Но работа прерывается на несколько лет.

За эти годы мировоззрение Вагнера резко меняется. Типичный представитель политически неустойчивой немецкой мелкобуржуазной интеллигенции, он после поражения революции переходит в лагерь реакции. Вагнер становится приверженцем реакционной идеалистической философии Шопенгауэра, влиянием которой отмечена опера «Тристан и Изольда» (1857—1859) и все его последующие сочинения.

В 1862 году Вагнер получает полную амнистию и возвращается на родину. В 1863 году он посещает Россию, дирижируя своими произведениями.

Особое место в творчестве Вагнера занимает опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1845—1867). Это музыкальная комедия на историко-бытовой сюжет, произведение, в котором, вопреки реакционным националистическим замыслам автора побеждает глубокая идея торжества народного искусства.

В 1865 году Вагнер снова возвращается к работе над тетралогией. Тетралогия была закончена в 1874 году и получила название: «Кольцо нибелунга» — торжественное представление для трех дней и одного вступительного вечера». В нее вошли четыре музыкальные драмы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Вагнер резко изменил идейную концепцию, по сравнению с первоначальным замыслом, усилив идею судьбы, обреченности. Первое представление «Кольца нибелунга» состоялось в 1876 году в Байрёйте, где для Вагнера, состоявшего уже более десяти лет придворным (композитором баварского короля, был построен специальный театр.

Последняя опера Вагнера — «Торжественная сценическая мистерия «Парсифаль», написана за год до смерти композитора. Действие оперы происходит в мистическом небесном царстве Грааля.

Умер Вильгельм Рихард Вагнер 13 февраля 1883 года в Венеции.

Не все в музыкальном наследстве Вагнера равно значительно. Отказавшись от лучших оперных традиций, в том числе от деления на отдельные законченные номера, композитор разрушил драматургию классической оперы.

Решительно отвергая все реакционное в творчестве Вагнера, передовые русские музыканты высоко ценили его замечательные достижения в области музыкального языка, психологической выразительности и образности музыки, изобразительных средств оркестра.

«Инструментовка и экспрессия доведены у Вагнера до высшей ступени художественной выразительности,— отмечал Н. А. Римский-Корсаков,— ...блеск и выразительная сила его оркестра поистине изумительны».