Литературное творчество
Интерес Чайковского к литературе общеизвестен. Он проходит через всю жизнь композитора. Интерес этот был далеко не пассивным. Чайковский не только был вдумчивым и разносторонним по интересам читателем, но и сам не был лишен литературного таланта. Еще в раннем детстве он писал стихи, сочинения на различные темы. Эти тексты сохраняла Фанни Дюрбах, воспитательница и первая учительница Чайковского. Позже она передала часть детских тетрадей Чайковского его брату Модесту Ильичу, который приехал к ней в Монбельяр, в Швейцарию, чтобы узнать о детстве своего великого брата. Детские сочинения Чайковского в стихах и прозе были посвящены России и Франции, любимой героине Жанне д'Арк, девочке-сиротке, бедной птичке и др. В период учебы в Училище Правоведения Чайковский участвовал в рукописном ученическом литературном журнале.
Соученик Чайковского по консерватории, позже известный русский критик Г.А.Ларош вспоминал: "Я не могу предаваться своим воспоминаниям о Чайковском без того, чтобы сейчас не заговорить о его литературных способностях и занятиях. Литература занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного человека: она была после музыки главным и существенным его интересом; ...нет сомнения, что на эту любовь его к литературе повлияла его дружба с Апухтиным, но главная, по моему, причина была та, что он сам был в значительной мере рожден литератором.... человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу... Нет сомнения, что это соединение в нем литературных и музыкальных данных сделало бы из него первоклассного музыкального писателя, если б у него явилась любовь к делу." Ларош также отмечал, что литературный талант Чайковского не ограничивался прозой, он был также талантливым переводчиком. Ему же принадлежат некоторые литературные тексты в его романсах, операх, а также стихи, среди которых были бесчисленные стихотворные каламбуры и знаменитый "Ландыш", на текст которого композитор А.С.Аренский даже написал романс. Шуточные стихи и каламбуры преимущественно сохранились благодаря памяти И.А.Клименко, который воспроизвел их в своих воспоминаниях о Чайковском. Он в частности писал: "Петя был большой мастер насчет стихотворных экспромтов". Но сам Чайковский не придавал им особого значения. Экспромты рождались в дружеском кругу под хохот товарищей и тут же умирали для их автора. Они сохранились лишь в его письмах или, как уже отмечалось, в воспоминаниях Клименко. Вообще шутки, экспромты-шутки - это часть натуры Чайковского, способного к остроумному каламбуру.
Важно отметить, что любовь Чайковского к поэзии и его собственное поэтическое наследие восходят своими истоками в самое раннее детство композитора. Известно даже, что Ф.Дюрбах называла его "маленьким Пушкиным". Стихотворные опыты Чайковского не велики, но крайне интересны и любопытны. Его перу принадлежат многие стихи в его операх, например, тексты арии Елецкого в "Пиковой даме", ариозо Германа "Что наша жизнь", некоторых романсов. Например, текст романса "Простые слова". Эти стихи во многом близки романтической школе и в частности В.А.Жуковскому.
Наиболее интересными произведениями Чайковского в поэтическом жанре являются "Соловушко" и "Ландыши". "Соловушко"- текст хора, написанный в жанре русской песни. По содержанию - это прощальный монолог Соловушки, улетающего далёко, на чужую теплую сторонку, наполненный любовью к людям. О стихотворении "Ландыши" Чайковский писал: "...Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес ...за ландышами...Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные... Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой". При этом на предложение брата опубликовать эти стихи Чайковский отказался.
А как переводчик он перевел на русский язык тексты "Персидских песен" А.Рубинштейна и либретто оперы своего любимого Моцарта "Свадьба Фигаро". Чайковский переводил на русский язык учебные пособия и "Жизненные правила молодым музыкантам" Р.Шумана.
Особое место в литературном наследии Чайковского занимает такой жанр, как письма. Он был поистине мастером эпистолярного жанра. Это подлинные литературные шедевры. А сколько точных и метких высказываний о музыке, литературе, искусстве, истории, философии находим в них. Письма-дневники, написанные во время путешествий - это прекрасные описания природы и окружающей действительности. Чайковский был в переписке с почти 600 корреспондентами. Он написал несколько тысяч писем. Опубликованы по автографам и копиям свыше 5 тысяч, но, предположительно, Чайковский написал более 7 тысяч писем за свою жизнь.
Первое критическое выступление Чайковского ("По поводу Сербской фантазии г.Римского-Корсакова") опубликовано 10 марта 1868 г. Последнее из известных его обращений в печать - Письмо в газету "Русские ведомости" (не было отослано) - написано в феврале 1893 г. Этими двумя датами очерчен путь Чайковского - музыкального критика; в его начале - осуществившееся предсказание двадцатичетырехлетнему Н.А.Римскому-Корсакову ("этому замечательно даровитому человеку суждено сделаться одним из лучших украшений нашего искусства"), а в завершении - слова искреннего восторга по поводу сочинения еще более юного в момент их написания Ю.Э.Конюса. Всего Чайковский написал 81 работу в жанре критических статей. Большая часть их написана в течении четырех сезонов 1871-1875 годов, когда Чайковский являлся музыкальным обозревателем газет "Современная летопись" (1871) и "Русские ведомости" (1872-1875). Остальные работы Чайковского в этом жанре появлялись в связи с конкретной ситуацией и далеко не все были в свое время опубликованы.
Еще до начала своей деятельности в качестве постоянного музыкального рецензента, в упомянутой статье о "Сербской фантазии" Римского-Корсакова, он высказывает два соображения, которые во многом определяют его credo в этой сфере: "Во всем цивилизованном мире нет такой публики, которая в своих приговорах... была бы непогрешима", а если в каких-то городах и странах таковая в силу особых причин и сложилась, "то к числу таких городов никаким образом нельзя отнести Москву". Отсюда особая ответственность, которая ложится на плечи рецензента, призванного руководить публикой и направлять ее вкусы. "Читатель должен знать, что если рецензент заблуждается, то заблуждается честно; он мог не понять, но он должен был хотеть понять" . В последующих статьях Чайковский конкретизирует свои требования к деятельности музыкального критика, вытекающие из миссии, на него возложенной. "Обязанность музыкального рецензента принуждает его указывать не только на светлые стороны дела, но и на явления грустные или смешные, - иначе скромная деятельность его не только не способна принести хотя малейшую пользу развитию эстетического понимания в массе публики, но она лишена будет всякого смысла". - И вывод: "Пусть не посетуют на меня те из наших местных артистов, к которым ... прийдется отнестись со словом порицания..." . Сетования, разумеется, были, и достаточно ощутимые, что и заставляло Чайковского время от времени объясняться с читателем, утверждая незыблемые принципы своего подхода: "В своей младенческой невинности, в своем тупом, закоренелом доверии к силе печатного слова, я мнил приносить пользу моим согражданам, содействуя их музыкально-эстетическому развитию, направляя их вкус, руководя их мнением, разъясняя им достоинства и недостатки того или другого музыкального явления, подлежащего публичной оценке. ... Будучи уже достаточно понаторевшим в своем деле специалистом, почему бы мне не быть руководителем общественного мнения в деле музыки, особенно, если посредством значительно распространенного органа печати я получаю возможность вести беседу с десятками тысяч читателей?"- писал Чайковский.
Хотя статьи Чайковского - это всегда отклики на определенное событие, они очень редко сводятся просто к реакции на тот или иной концерт, спектакль, конкретное сочинение. Критические выступления Чайковского представляют интерес не только теми сторонами, которые помогают читателю проникнуть в круг музыкальных симпатий и антипатий их автора, но и как заметное явление в истории русской музыкальной журналистики. Композитор обладал бесспорным литературным даром, а логика его рассуждений, их глубина, острота мысли, которая всегда излагается объемно и исчерпывающе, выдают в нем достойного воспитанника правоведческой школы, профессионально владеющего приемами изложения тезиса и его всесторонней аргументации.
Чайковского никогда не покидает чувство юмора, позволяющее от предметов возвышенных неожиданно быстро опускаться до житейски-бытовых, от пафоса переходить к улыбке и насмешке. Рецензируя постановку оперы А.Тома "Гамлет", оценивая ее достоинства и недостатки, Чайковский завершает свой рассказ следующим пассажем: "Пятый акт у нас в Москве признается излишним и, на основании неизвестных мне соображений, - вовсе выпускается. Таким образом, все хитросплетения шекспировской интриги, весь сложный ход драматического действия приводит к тому, что Офелия, улегшись спиной на воду и несомая быстрым течением реки, уплывает по неизвестному направлению... виноват! в правую кулису, прямо к тому месту, где стоит г. Вальц с любовью следящий за действием своей машины, очень мило изображающей течение реки".
Трудно сказать, какое именно обстоятельство послужило непосредственным поводом к резкому прекращению Чайковским деятельности в сфере музыкальной критики. Возможно, этим обстоятельством оказался отъезд из России. Однако само намерение прекратить свой труд на этом поприще зрело достаточно давно, о чем свидетельствуют следующие строки: "Я погибаю от наплыва занятий. Кроме балета, который я тороплюсь окончить как можно скорее, чтобы приняться за оперу,- у меня масса корректур и, что всего ужаснее, - обязанность писать музыкальные фельетоны. Вот работа, которая для меня невыносимо тяжела!".
Оценивая впоследствии свою критическую деятельность, Чайковский высказался довольно сурово: "я... когда-то был рецензентом ежедневной московской газеты и, судя по тому, что в очень короткое время нажил много недоброжелателей, вероятно, не раз впадал в ошибку композитора, вымещающего в отведенном ему местечке газеты свои авторские обиды".
Литературное творчество Чайковского - одна из составляющих и существенных частей его художественного наследия.
П. Е. Вайдман