Оперы

  • Воевода →
  • Ундина →
  • Опричник →
  • Евгений Онегин →
  • Орлеанская дева →
  • Мазепа →
  • Черевички →
  • Чародейка →
  • Пиковая дама →
  • Иоланта →

    Титульный лист клавира прижизненного издания 'Пиковой дамы' - кликните по картинке! Широко известно признание Чайковского, относящееся к 1885 году, когда он был уже маститым оперным автором, и высказанное им в письме к Надежде Филаретовне фон Мекк: "... есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере: это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики. Мой "Манфред" будет сыгран раз-другой и надолго скроется, и никто, кроме горсти знатоков, посещающих симфонические концерты, не узнает его. Тогда как опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях - всего народа" (27 сентября 1885).

    Что имел в виду Петр Ильич? Что оперный театр вмещает гораздо больше слушателей, чем концертный зал? Что раз поставленная опера идет в течение сезона неоднократно? Что опера гораздо доступнее, чем "чистая" инструментальная музыка, ибо связана со словом, с драматическим действием, с художественным оформлением? Что век, в котором он жил был " веком оперы" - достаточно вспомнить мировое владычество итальянской оперы, в том числе и в России? Что и сама русская музыка, начиная с XVIII века и затем в творчестве Глинки и Даргомыжского сложилась и развивалась, как музыка оперная? Наверное, всё это, вместе взятое.

    Но не только это. В "неудержимом влечении" Чайковского к опере были и особые, уже индивидуальные причины. Сильное дарование музыканта-драматурга толкало композитора к воплощению человеческих характеров. Хотя и говорил он, что природа его как композитора лежит в области симфонической музыки, но писал оперы всю жизнь - от "Воеводы" на сюжет А.Н.Островского (опера сочинена в 1868 году и уничтожена автором) до "Иоланты" по драме Хенрика Херца "Дочь короля Рене" - год 1891-й. Многое в образности, драматургии, методах развития, музыкальном языке сближает оперы Чайковского с его же симфониями.

    Л. З. Корабельникова