Произведения
ОПЕРЫ
«Воевода». Опера в 3-х действиях, 4-х картинах, соч. 3, 1867—1868. Либретто А. Н. Островского и П. И. Чайковского по комедии А. Н. Островского «Сон на Волге». Премьера 30 января 1869, Большой театр в Москве.
«Ундина». Опера в 3-х действиях. Либретто В. А. Соллогуба по одноименной повести де Ламотт-Фуке в стихотворном переводе В. А. Жуковского, 1869. Не поставлена, уничтожена автором в 1873.
«Опричник». Опера в 4-х действиях, 5 картинах. Либретто П. И. Чайковского по одноименной трагедии И. И. Лажечникова, 1870—1872. Премьера 12 апреля 1874, Мариинский театр в Петербурге.
«Кузнец Вакула». Опера в 3-х действиях, 8 картинах, соч. 14, 1874. Либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Премьера 24 ноября 1876, Мариинский театр в Петербурге.
«Евгений Онегин». Лирические сцены в 3-х действиях, 7 картинах, соч. 24, 1877—1878. Либретто К. С. Шиловского при участии П. И. Чайковского по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина. Премьера 17 марта 1879, Малый театр в Москве — в исполнении учащихся Московской консерватории; 11 января 1881 — Большой театр в Москве.
«Орлеанская дева». Опера в 4-х действиях, 6 картинах, 1878 — 1879. Либретто П. И. Чайковского по Ф. Шиллеру — В. А. Жуковскому, Ж. Барбье, О. Мерме. Посвящена Э. Ф. Направнику. Премьера 13 февраля 1881, Мариинский театр в Петербурге.
«Мазепа». Опера в 3-х действиях, 6 картинах, 1881 —1883. Либретто В. П. Буренина, переработанное П. И. Чайковским, по поэме А. С. Пушкина «Полтава». Премьера 3 февраля 1884, Большой театр в Москве.
«Черевички». Комико-фантастическая опера в 4-х действиях, 8 картинах, 1885. Либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Новая редакция оперы — «Кузнец Вакула». Премьера 19 января 1887, Большой театр в Москве, под управлением автора.
«Чародейка». Опера в 4-х действиях, 1885 —1887. Либретто И. В. Шпажинского по его одноименной драме. Премьера 19 января 1887, Мариинский театр в Петербурге, под управлением автора.
«Пиковая дама». Опера в 3-х действиях, 7 картинах, соч. 68, 1890. Либретто М. И. Чайковского при участии П. И. Чайковского, по одноименной повести А. С. Пушкина. Премьера 7 декабря 1890, Мариинский театр в Петербурге.
«Иоланта». Лирическая опера в 1-м действии, соч. 69, 1891. Либретто М. И. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене» в переводе В. Р. Зотова. Премьера 6 декабря 1892, Мариинский театр в Петербурге.
БАЛЕТЫ
«Лебединое озеро». Балет в 4-х действиях, соч. 20, 1875—1876. Либретто В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцера. Премьера 20 февраля 1877, Большой театр в Москве.
«Спящая красавица». Балет в 3-х действиях с прологом, 5 картинах, соч. 66, 1888—1889. Либретто М. И. Петипа и И. А. Всеволожского по Ш. Перро. Посвящен И. А. Всеволожскому. Премьера 3 января 1890, Мариинский театр в Петербурге.
«Щелкунчик». Балет-феерия в 2-х действиях, 3-х картинах, соч. 71, 1892. Либретто М. И. Петипа на сюжет сказки А. Дюма (отца) по Э. Т. А. Гофману. Премьера 6 декабря 1892, Мариинский театр в Петербурге.
МУЗЫКА К ТЕАТРАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЯМ
«Борис Годунов», трагедия А. С. Пушкина. Музыка к сцене «Ночь. Сад. Фонтан. Объяснение Самозванца с Мариной», 1863—1864.
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», драматическая хроника А. Н. Островского. Интродукция, Мазурка для малого симфонического оркестра, 1867.
«Севильский цирюльник», комедия П. Бомарше, перевод М. П. Садовского. Куплеты графа Альмавивы, 1872. Премьера 12 февраля 1872, Московская консерватория.
«Снегурочка», весенняя сказка А. Н. Островского. Музыка к спектаклю в 4-х действиях, соч. 12, 1873, для солистов, хора и малого симфонического оркестра. Премьера 11 мая 1873, Малый театр (на сцене Большого театра) в Москве.
«Воевода», комедия А. Н. Островского. Музыка к мелодраме — монологу Домового, для малого симфонического оркестра, 1886. Премьера 19 января 1886, Малый театр в Москве.
«Гамлет», трагедия У. Шекспира, соч. 67а, 1891. Увертюра и 16 номеров для малого симфонического оркестра и солистов. Премьера 9 февраля 1891, Михайловский театр в Петербурге.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Для солистов, хора и оркестра
«К радости», кантата (музыка к гимну). Стихи Ф. Шиллера, перевод К. С. Аксакова, 1865.
Кантата на открытие Политехнической выставки в Москве. Стихи Я. П. Полонского, 1872.
Кантата (гимн) по случаю празднования 50-летнего юбилея О. А. Петрова. Стихи Н. А. Некрасова, 1875.
«Москва», кантата. Стихи А. Н. Майкова, 1883.
Для смешанного и детского хора с сопровождением
Хор цветов и насекомых из оперы «Мандрагора» (неосуществленной). Стихи С. А. Рачинского. 1869.
Для смешанного хора без сопровождения
«На сон грядущий». Стихи Н. П. Огарева. 1863—1864.
Литургия св. Иоанна Златоустого, ор. 41. 1878.
Всенощное бдение, ор. 52, 1882.
Гимн в честь св. Кирилла и Мефодия. Стихи П. И. Чайковского, 1885.
Девять духовно-музыкальных сочинений, 1884—1885.
«Правоведческая песнь» (в честь 50-летнего юбилея Училища правоведения). Стихи П. И. Чайковского, 1885.
«Ночевала тучка золотая». Стихи М. Ю. Лермонтова, 1887.
«Привет Антону Григорьевичу Рубинштейну». Стихи Я. П. Полонского, 1889.
«Соловушко». Стихи П. И. Чайковского, 1889.
«Не кукушечка во сыром бору». Стихи Н. Г. Цыганова, 1891.
«Ангел вопияше», 1887.
Для мужского хора без сопровождения
«Вечер», 1881. Стихи П. И. Чайковского.
«Блажен, кто улыбается», 1887. Стихи К. [К.] Р[оманова].
«Что смолкнул веселия глас», 1891. Стихи А. С. Пушкина. Посвящено Бесплатному хоровому классу И. А. Мельникова под управлением Ф. Ф. Беккера.
Для женского хора без сопровождения
Кантата, 1881.
«Без поры, да без времени», 1891. Стихи Н. Г. Цыганова.
«Весна», б. д.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Для большого симфонического оркестра
Первая симфония, «Зимние грезы», соч. 13, 1866. Посвящена Н. Г. Рубинштейну.
Вторая симфония, ор. 17, 1872 (2-я редакция 1879). Посвящена Московскому отделению Русского музыкального общества.
Третья симфония, соч. 29, 1875. Посвящена В. С. Шиловскому.
Четвертая симфония, соч. 36, 1877. Посвящена «Моему лучшему другу» (Н. Ф. фон Мекк).
Пятая симфония, соч. 64, 1888.
Шестая симфония, «Патетическая», соч. 74, 1893. Посвящена В. Л. Давыдову.
«Манфред», симфония (поэма) в 4-х картинах по Дж. Байрону, соч. 58, 1885. Посвящена М. А. Балакиреву.
«Allegro vivo», 1863—1864.
«Римляне в Колизее», 1863—1864.
«Гроза», увертюра к драме А. Н. Островского, 1864.
«Характерные танцы» (2-я редакция — «Танцы сенных девушек» из оперы «Воевода»), 1865.
Концертная увертюра c-moll, 1866.
Увертюра F-dur (2-я редакция Увертюры для малого симфонического оркестра, 1865), 1866.
Торжественная увертюра на Датский гимн, ор. 15, 1866.
«Фатум», симфоническая поэма, соч. 77, 1868. Посвящена М. А. Балакиреву.
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия по У. Шекспиру, 1869 (2-я редакция 1870, 3-я редакция 1880). Посвящена М. А. Балакиреву.
«Буря», симфоническая фантазия по драме У. Шекспира, соч. 18, 1873. Посвящена В. В. Стасову.
«Сербо-русский марш на народно-славянские темы» («Славянский марш»), соч. 31, 1876.
«Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте, соч. 32, 1876. Посвящена С. И. Танееву.
Первая сюита, соч. 43,1878—1879. Посвящена* * * (Н. Ф. фон Мекк)
Вторая сюита, соч. 53, 1883. Посвящена П. В. Чайковской.
Третья сюита, соч. 55, 1884. Посвящена М. Эрдмансдерферу.
«Моцартиана», четвертая сюита, соч. 61, 1887.
Итальянское каприччио (на темы народных песен), соч. 45, 1880. Посвящено К. Ю. Давыдову.
«1812 год», торжественная увертюра, соч. 49, 1880.
Торжественный коронационный марш, 1883.
Правоведский марш, 1885.
«Гамлет», увертюра-фантазия по У. Шекспиру, соч. 67, 1880. Посвящена Э. Григу.
«Воевода», симфоническая баллада, по стихотворению А. Мицкевича в переводе А. С. Пушкина, соч. 78, 1891.
«Щелкунчик», сюита из балета, соч. 71а, 1892.
Для инструментов с симфоническим орекстром
Первый концерт для фортепиано, соч. 23, 1874— 1875. Посвящен Г. фон Бюлову.
Второй концерт для фортепиано, соч. 44, 1879—1880. Посвящен Н. Г. Рубинштейну.
Концертная фантазия для фортепиано, соч. 56, 1884. Посвящена С. Ментер.
Третий концерт для фортепиано, соч. 75, 1893. Посвящен Л. Дьемеру.
Анданте и финал для фортепиано, соч. 79, 1893 (закончено и инструментовано С. И. Танеевым).
Меланхолическая серенада для скрипки, соч. 26, 1875. Посвящена Л. С. Ауэру.
Вальс-скерцо для скрипки, соч. 34, 1877. Посвящен И. И. Котеку.
Концерт для скрипки, соч. 35, 1878. Посвящен А. Д. Бродскому.
Вариации на тему рококо для виолончели, соч. 33, 1876. Посвящены В. Ф. Фитценгагену.
Pezzo capriccioso для виолончели, соч. 62, 1877. Посвящено А. А. Брандукову.
Для малого симфонического оркестра
Увертюра c-moll, 1865.
Серенада к именинам Н. Г. Рубинштейна, 1872.
Для струнного оркестра
Allegro ma non troppo, 1863—1864. Серенада, соч. 48, 1880. Посвящена К. К. Альбрехту.
Элегия в честь И. В. Самарина, «Привет благодарности», 1884.
Для инструментальных ансамблей
Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели, соч. 11, 1871. Посвящен С. А. Рачинскому.
Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели, соч. 22, 1874. Посвящен К. Н. Романову.
Третий квартет для двух скрипок, альта и виолончели, соч. 30, 1876. Посвящен памяти Ф. Г. Лауба.
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 50, 1881 —1882. Посвящено «Памяти великого художника» (Н. Г. Рубинштейна).
Секстет, «Воспоминание о Флоренции» для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей, соч. 70, 1890—1892.
Для фортепиано
Вальс, 1854. Посвящён А. П. Петровой.
Пьеса (на тему «Возле речки, возле моста»), 1862. Посвящена Г. А. Ларошу.
Тема с вариациями, 1863—1864.
Соната cis-moll, соч. 80, 1865.
Две пьесы, соч. 1, 1867. Посвящены Н. Г. Рубинштейну.
«Воспоминание о Гапсале», три пьесы, соч. 2, 1867. Посвящены В. В. Давыдовой.
Романс, F-dur соч. 5, 1868. Посвящен Д. Арто.
Вальс-скерцо, A-dur, соч. 7, 1870. Посвящен А. И. Давыдовой.
Каприччио, соч. 8, 1870. Посвящено К. Клиндворту.
Три пьесы, соч. 9, 1870. Посвящены Н. А. Муромцевой (№ 1), А. Ю. Зограф (№ 2), и А. И. Дюбюку (№ 3).
Две пьесы, соч. 10, 1871. Посвящены К. С. Шиловскому.
Шесть пьес на одну тему, соч. 21, 1873. Посвящены А. Г. Рубинштейну.
«Времена года», двенадцать характеристических картин, соч. 37-bis, 1875—1876.
Марш русского добровольного флота («Скобелев-марш»), 1878.
Двенадцать пьес средней трудности, соч. 40, 1878. Посвящены М. И. Чайковскому.
«Детский альбом», двадцать четыре пьесы, соч. 39, 1878. Посвящен Володе Давыдову.
Большая соната, G-dur, соч. 27, 1878. Посвящена К. Клиндворту.
Экспромт-каприс, As-dur, 1884. Посвящен С. И. Юргенсон.
«Думка», русская сельская сценка, соч. 59, 1886. Посвящена А. Ф. Мармонтелю.
Вальс-скерцо A-dur, 1889.
Экспромт As-dur, 1889. Посвящен А. Г. Рубинштейну.
«Страстное признание», e-moll, 1892.
Военный марш, «Марш для Юрьевского полка, командуемого А. П. Чайковским», 1893.
Восемнадцать пьес, соч. 72, 1893.
Экспромт As-dur, 1893.
Для скрипки и фортепиано
Воспоминание о дорогом месте, три пьесы, соч. 42, 1878. Посвящены Б(раилову).
Камерные вокальные ансамбли
«Ночь», квартет, 1893. Стихи N. N. (П. И. Чайковского). Посвящен Е. А. Лавровской.
«Природа и любовь», трио. Стихи П. И. Чайковского. Посвящено Б. О. Вальзек.
Шесть дуэтов, соч. 46. Посвящены Т. Л. Давыдовой.
Для голоса и фортепиано
«Мой гений, мой ангел, мой друг», конец 50-х годов. Стихи А. А. Фета. Посвящено...
«Песнь Земфиры», конец 50-х годов. Стихи А. С. Пушкина.
«Mezza Notte» («Полночь»), 50—60-е годы.
«Кто идет?», 50—60-е годы. Стихи А. Н. Апухтина.
Шесть романсов, соч. 6, 1869.
«Забыть так скоро», 1870. Стихи А. Н. Апухтина.
Шесть романсов, соч. 16, 1872.
Шесть романсов, соч.25, 1874.
Шесть романсов, соч. 27, 1875.
Шесть романсов, соч. 28, 1875.
Шесть романсов, соч. 38, 1878.
Шестнадцать песен для детей, соч. 54, 1881, 1883.
Двенадцать романсов на стихи К.[К.] Р[оманова], соч. 63, 1887.
Шесть романсов (на французский текст), соч. 65, 1888.
Шесть романсов на текст Д. М. Ратгауза, соч. 73, 1893.